Больше рецензий

17 марта 2022 г. 18:37

532

5 Когда встречаешь что-то, что рвёт предполагаемый шаблон на множество частей, — радуешься безмерно.

Казалось бы — жанр попаданцев изъезжен вдоль и поперёк. Особенно если главный герой — женщина, переместившаяся в тело принцессы/королевны/чародейки/воительницы/подчеркнуть нужное, и всё это в мире средневекового фэнтези. И ждут от такой книги обычно любовных метаний и «искромётного» юмора в стиле всем известной (на просторах «женских» фэнтези романов, по крайне мере) рыжей особы. Нет ничего плохого в аналогичных вещах, но когда встречаешь что-то, что рвёт предполагаемый шаблон на множество частей, — радуешься безмерно.

И я был рад!

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
Первая глава книги Тэсса О`Свейт - Двойная жизнь. Часть I: защитница веры словно бы отдаёт дань уважения тем самым первым женским фэнтези романам, первопроходцами которых являлись Ольга Громыко и Елена Петрова. Отдаёт очень ненавязчиво, не отсылками в тексте, а духом повествования. Множество деталей, живые персонажи, курьёзная и жизненная ситуация, в которую попадает главная героиня, и «всемогущий рояль в кустах» в виде её давней подруги (роль которой на самом деле куда глубже, как я выяснил в ходе прочтения) — всё это задаёт динамичный ритм и яркий тон, который был так присущ упомянутым мною выше авторам. И примерно до ⅔ первой главы немного недоумеваешь: а где тёмное фэнтези? Обещали дарк, героику и становление личности, а пока видишь вполне себе приятный юмористический роман про повседневность с элементами мистики. Где?
И вот это, на мой взгляд, самый существенный минус работы.

Я понимаю, почему автор сделал именно так: по ходу прочтения я ощутил, как меня медленно засасывает в созданный автором мир, как я впитываю его законы и порядки, адаптируюсь вместе с героиней, увязая в его жестоких и жёстких правилах вместе с ней. Но для тех, кто ждёт сразу «кровь-кишки-кладбище» (думаю, что ту цитату, которая пришла мне первой на ум, цензура не пропустит), это будет неприятным разочарованием, и в итоге многие могут просто не дойти даже до конца первой главы. И очень зря!

Также вопросы (но исключительно положительные, из любопытства) вызывают все те персонажи, которых автор широкими и выразительными мазками рисует в антураже современной Москвы. Некоторые из них вышли настолько «вхарактерными», что хочется познакомиться с ними ближе, но возможности такой по ходу книги не возникает. Как можно понять, порывшись в группе (и блоге на АТ) автора, про некоторых планируются отдельные сюжетные ветки или книги. История настоящей принцессы, чьё тело заняла наша современница, вынесена в планах в отдельную книгу, и это, в принципе, разумный ход, хотя я бы предпочёл, чтобы первый том был в два раза пухлее, но повествовал параллельно и о фэнтези-мире, и о нашем времени. Но тут дело вкуса. Могу сказать, что я как минимум из интереса (уж больно охота посмотреть, как будет справляться в нашей современности принцесса из условно раннего средневековья!) загляну во все последующие книги цикла.

Кроме того, мне очень нравится, что автор описал механизм перехода из одного мира в другой и, в целом, дозировано выдаёт читателю определённый лор по мирам (системе миров?) и их взаимодействию. Этого часто очень не хватает другим работам аналогичного жанра.

СЮЖЕТ
Как говорилось в известном романе: «Бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться».

Когда тебе обещают «отправную точку в новую жизнь» и «удачное стечение обстоятельств», это отнюдь не значит, что вожделенная должность приплывёт сама к тебе в руки, возможно, это значит, что тебя убьют, запихнут в чужое тело и скажут: «Вот тебе власть — попытайся её удержать».

И, как всегда, невзирая на достаточно тривиальную идею, всё решает исполнение. Исполнение здесь не подкачало: сюжет полон интересных хитросплетений, каждое действие персонажей имеет последствия, а мир не декорация для действия, он сам — действие.

Как я уже говорил ранее, я бы предпочёл, чтобы книга была вдвое толще и включала в себя события в нашем мире, что, по логике вещей, идут параллельно с событиями в мире средневекового фэнтези, но… Честно говоря, работ, в которых это обыграно удачно, я видел мало. Так что сюжетная ветка настоящей принцессы уходит в список «а это вы прочитаете в другой книге», и нам представляют историю о том, как конкретный человек, со всеми его достоинствами и недостатками, пытается выжить в условиях чужого мира, чужого тела и чужих интриг.

Удачно используются клиффхэнгеры, в меру и со вкусом, качественно соединяя главы между собой не только сквозным сюжетом, но и мелкими событиями.

Спойлерить я не люблю, так что на этом о сюжете закончим.

О ГЛАВНОЕ ГЕРОИНЕ
Перед нами предстаёт эмансипированная женщина, которая стремится к карьерному росту, ставя его, очевидно, во главу угла, и делает это не только ради удовлетворения собственного эго (как сама она часто думает), но и ради того, чтобы иметь возможность позаботиться о матери так, как считает достойным её. Интересным для меня стало то, что эту мысль героиня постоянно отодвигает на задний план, ей словно кажется неуместным даже думать о том, что она действительно любит маму настолько, что готова пойти на многие вещи ради её блага, и при этом — персонаж это отлично осознаёт «задним умом», и воспоминания о матери для неё являются своеобразным лучом света в тёмном царстве.

Элеонора — очень продуманный персонаж, с богатой предысторией, с багажом нажитого опыта (если я правильно посчитал, ей 32 года?), бурной молодостью и разнообразными увлечениями, что отлично вписывается в её текущий характер и взгляды на жизнь.

спойлер
Забегая вперёд, могу сказать, что те условные «плюшки», которыми её вроде бы наградил автор, на самом деле не дают ей никаких преимуществ, и, более того, это логически обосновано, за что Тэссе я ставлю жирный плюс.
Ну действительно, речь в произведении идёт о попаданчестве с обменом телами, и будь ты хоть мастером спорта (для примера), новое тело станет диктовать свои условия. Так что, невзирая на то, что героиня в юности имела опыт реконструкторской деятельности (причём — модельной и пошивной, ведь умная и осторожная Элеонора просто боялась лезть в стычки, и я, как человек, в студенчестве получивший не один раз бродексом в ключицу, её отлично понимаю!), никаких бонусов, кроме некоторого понимания о том, как вообще устроен доспех, ей это не даёт.
свернуть

Что мне больше всего понравилось в личности главной героини, так это то, что она — «серый» персонаж, т.е. на мой взгляд — наиболее достоверный. Ей свойственны простой человеческий эгоизм, страх, желание получить максимум, прилагая минимум усилий. Местами она цинична и саркастична, в том числе и к самой себе, не гнушается играть на людских слабостях и применять накопленный в современном мире опыт в средневековых реалиях. Но при этом всём ей не чужды сострадание и благодарность, она отдаётся общему делу со всем жаром и пылом настоящей русской женщины, что и коня на скаку, и в горящую избу… Элеонора живая и ведёт себя соответственно своему возрасту, опыту и ситуации, в которой оказалась, потому ей хочется сопереживать.

О ВТОРОСТЕПЕННЫХ ПЕРСОНАЖАХ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
Хочется поделить второстепенных персонажей на две группы: из современности и из средневековья. Выделю тех, кто больше всего запал в душу.

Про героев из современности известно мало — как я уже упоминал раньше, им, очевидно, отведена большая роль в работе про переселившуюся в Москву XXI века принцессу, однако ярких персонажей там полно, и я надеюсь, что автор сможет их раскрыть в полной мере. Однако есть один персонаж, что так или иначе фигурирует в обоих мирах.

Ольга.



Оля, или Оливия Адамиди, как ее именовали некоторые клиенты, конечно, не была никакой потомственной греческой провидицей. Но вот что у нее было не отнять, так это чуйку на разного рода неприятности.

С этого персонажа начинается «мистика», она же отправляет главную героиню в другой мир весьма жестоким образом, но при этом явно из благих побуждений, и старается её поддержать сквозь межмировое пространство (Грань, как оно тут называется). Из второстепенных персонажей Ольга понравилась мне едва ли не больше Харакаша (думаю, я буду не оригинален в своих пристрастиях), но пропустить такую женщину крайне затруднительно.



Сама Оля, сидя напротив в чем-то излюбленно-рабочем, напоминающем древнегреческий костюм, сложила ноги на кофейный столик, демонстрируя в разрезе юбки сложную, уходящую куда-то выше, на бедро татуировку в мифологическом стиле, курила свою сигарету и очень пристально смотрела то на меня, то в огонь небольшой жаровни, стоящей рядом с ее ступнями.

Я пила чай и наблюдала за ее перемещениями и за тем, как она все больше и больше раздражается, запускает пальцы в длинные, почти до щиколоток, волосы и массирует голову, словно пытаясь избавиться от мигрени.

Взаимоотношения Ольги и Эли заставляют глубоко задуматься, насколько хорошо мы знаем собственных друзей и как часто нам показывают то, что скрыто за двойным, а то и тройным фасадом личности. Кроме того, Ольга — человек решительный, в какой-то степени бесцеремонный, определённо знающий гораздо больше, чем показывает, а её способности и вовсе остаются загадкой для читателя и главной героини.

Рудольф.
Король-вдовец и «отец», оставляет впечатления двойственные.
С одной стороны хочется просто налить ему выпить и посидеть с ним перед камином, размышляя о превратностях судьбы. С другой — иногда рука сжимается в кулак от того, насколько жесток он по отношению к той, кому, на самом-то деле, раз плюнуть было просто сбежать и оставить его разбираться со всем дерьмом, что повалится после этого на королевство. Размышляя над его поведенческой линией, могу сделать вывод, что он определённо ведёт двойную игру (будет занятно, если моё категоричное утверждение ошибочно), которая обусловлена не столько тонким расчётом и желанием извлечь из ситуации максимум пользы, сколько попыткой договориться с собственной совестью. Я, конечно, не доктор и диагнозов не ставлю, но ему бы хорошего психотерапевта…

Харакаш.
Персонаж, появление которого в сцене всегда заставляет напрячься и ждать, что сейчас произойдёт. Интересный своей предысторией и тем, как он (чужак, что не раз подчёркивается в книге) вписывается в местное окружение, мастер меча вызывает некую симпатию к себе, как к человеку и профессионалу. Он действительно учит главную героиню. Причём не столько обращаться с оружием (а потом ещё и держаться в седле), сколько выживать. В общем, явно перевыполняет рабочий план, поставленный ему королём в начале, и при этом действительно симпатизирует принцессе, о чём мы узнаём даже не из его поведения, а от третьих лиц.

Его взаимоотношения с Мирой (личной служанкой принцессы) ставят в тупик, а в конце и вовсе гадаешь — что же связывает этих двоих, вроде бы взрослых, но подчас ведущих себя, как несмышлёные подростки, людей. Это, кстати, очень жизненно — эмоции часто заставляют нас выставлять себя полными дураками.

Герцог Оташский.
Ощущения от персонажа смешанные. Он определённо является одним из антагонистов в этой серии, но его действия вызывают некоторое уважение. Он не пресловутое «Зло», он просто преследует собственные интересы и делает это на благо своей семьи. Явный сильный лидер, отличный интриган, харизматичен и осторожен, он, судя по всему, не гнушается никаких способов для достижения цели и получения максимального результата. Для меня является этаким «серым кардиналом», который всегда оказывается в нужном месте и в нужное время. Интересно, насколько гибка его позиция касательно судьбы королевской семьи и королевства в целом?

ДОСТОВЕРНОСТЬ.
Ради такого дела я даже порылся в покрывшихся пылью учебниках исторического фехтования, а гугл теперь предлагает мне купить экипировку для конной езды. Что творится в браузере автора — представить страшно. До чего докопаться я не нашёл. Хотя, теоретически, можно было бы поострить насчёт излишнего внимания к одежде и тканям, но… героиня работала в модном доме, так что, подозреваю, сей интерес для неё вполне логичен, да и сам персонаж когда-то занимался шитьём. А я, признаюсь, в тканях разбираюсь, как свинья в дельтапланах.
Деталей в книге много, и они все тщательно переносятся от главы к главе. Кроме того, на лицо тщательная работа с источниками.

ФАНТОПУЩЕНИЕ.
Подозреваю, что тут многое осталось за кадром. Возможно, что даже очень многое, но пихать читателю в лицо всю систему устройства данного мира автор не спешит, выдавая её, как лекарство, в сутки по чайной ложке. На мой вкус — маловато, но не сказал бы, что это можно отнести к явному минусу. Ясно одно — изъять из мира всю эту божественную фантасмагорию однозначно нельзя, ведь на религии и том, как она в рамках мира работает, построено очень много, и, что крайне важно, это качественно вплетено в светскую культуру и в мировую культуру в целом.
Лично меня очень заинтриговали отношения между божествами и их последователями. С одной стороны это вроде бы отношения симбиотические, а с другой — божество, как очень умный и практически всесильный паразит. Такой захочет — высосет тебя досуха, а ты и сделать ничего не сможешь, более того, судя по информации, которую мы получаем вместе с героиней, это уже случалось и старательно покрывается пылью времён (уж не с подачи божеств ли?).

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
r50-green.png

Помимо всего, что уже было сказано выше, эта работа написана красивым, богатым языком.
UPD. Рецензия писалась на самиздатовскую версию книги, и даже там язык повествования был весьма хорош. Думаю, что после работы редактора читать книгу — одно удовольствие

Как первая книга в цикле — работа очень сильная. На мой взгляд, ей не хватает той «дарковости», которую ждёшь в самом начале, но, как человек, прочитавший всё до конца, могу сказать, что жанр выбран верно. Жестокость этого мира в мелочах, в отношениях между людьми и богами, в отношениях (и норме этих отношений) между людьми, а не в литрах расплёскиваемой крови на страницах, хотя, учитывая, куда отправляется героиня и что ждёт читателя во втором томе… и крови, мне кажется, будет предостаточно.

Рекомендую эту книгу тем, кто без стереотипов смотрит на пол автора, готов читать про героиню-женщину, предпочитает плавное погружение в мир и просто любит хорошее, добротное фэнтези.

Источник