Больше рецензий

-273C

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 мая 2013 г. 02:21

319

5

Вот эта книга по-настоящему берет за... душу. Ее персонажи, если бы спросить их в юном возрасте, могли бы вам весьма определенно ответить, что они сделали для оперы в свои годы. Лишь малая часть пошла на этот шаг по своей воле, и еще малая часть от этой части - с осознанием того, что теряют. А вот что они приобрели за это мы уже никогда не узнаем, и возможно, это к лучшему. Не потому, что это утерянное искусство может показаться нам недостойным своей цены. Гораздо страшнее, если оно покажется нам стоящим уплаченного и станет уместен торг. Кто может поручиться, что какой-нибудь итальянский мафиози, тонкий ценитель и знаток музыки, не содержит у себя подпольную капеллу с кастратами? Да, можно привести множество логических аргументов против, но насколько пугает сама возможность! Однако же подлец человек ко всему привыкает, и через полчаса чтения каждое упоминание об операции перестает сопровождаться брезгливо-испуганным спазмом. Помимо очевидно шокирующей тематики, эта книга обладает светлой и яркой стороной: здесь великолепно и во всей красе показано за- и передкулисье итальянской оперы эпохи оскопленных сопранистов. Шум, блеск, величие, спецэффекты, оперные "суперстары", сверхсложные и изощренные арии (и пусть я невежественен и не понимаю большую часть терминов, относящихся к делу, но воображение-то для чего дано?), дождь золотых монет, соперничество на сцене... Неисчерпаемый источник восторга также заключается в описании нравов публики. Как-то сразу осознаешь, что опера уже не та, что раньше: никто уже не плюет из лож в партер, деградация зрителей, падение нравов. Но зато и никто не славит скальпель. И славно.

Комментарии


А контртенор тоже очень неплохо. И не отличишь от сопрано.


Есть даже выше сопрано. Хотя мне больше нравятся те, кто ниже. Дейвид Дэниэльсон, например.