Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 марта 2022 г. 09:17

420

3.5 Осудить, покарать, оправдать?

Книга порадовала моего внутреннего прокрастинатора, наконец я ее прочитала, а хотела аж с 2017 года... Но, зная Этвуд, легкого чтения я не ждала, потому так долго "запрягала". Автор пишет многослойно, умело упаковывая множество смыслов, разворачивать которые нужно медленно и неторопливо. Не развлекательное чтение, тут яркий, и даже иногда эпатажный сюжет (еще одна фишка автора, выбор нетривиальной темы и развитие причин и последствий) должен быть препарирован на энное количество составляющих. "Она же "Грейс"" в этом плане совершенно в духе автора и ее манере.
Прежде всего замечу, что сюжет скроен на реальной криминальной истории позапрошлого века, и даже экранизирован. Дело было в Канаде и жестокое убийство с последующей поимкой преступника поставило общество в тупик - как говорится, вопросики к решению суда остались. Поэтому даже тогдашние умы не пришли к единому мнению по ключевым вопросам "кто виноват" и "свершилось ли правосудие". Знакомьтесь, вот она, виновница всего произошедшего, 16-тилетняя красотка Грейс Маркс.
картинка Ptica_Alkonost
НО!!!! Криминальная история не равно ДЕТЕКТИВ! Это не детектив, совершенно и категорически. При всем при том, что в сюжете как раз разбирается вопрос "кто убийца и убийца ли Грейс?", изучается он не с детективной позиции, а скорее в аспекте социальных и гендерных проблем того времени, 1850-х. Право ли было общество? Можно ли было запускать так положение женщин из бедных слоев? Как это соотносится вообще с правами женщин и с их возможностями? Были ли альтернативы у самой виновницы произошедшего? И делается это с викторианской неторопливостью, подробно, а от того скучновато. Особенно когда ожидаешь бодрого детективного расследования, тандема неразгаданной своевременно загадки и авторской трактовки разгадки, как это блестяще было у Джулиана Фэллоуза. Этвуд умело отстраняется от авторской оценки истории Грейс, при этом столь же технично показывая всю эмоциональную бездну ее состояния как в момент бесед с доктором, так и в течении ее прошлой жизни. И бьет она именно на социальные и психологические язвы общества, заставляя дискутировать и обдумывать именно эти моменты. Повествование тут не линейное, в "настоящем" есть Грейс в тюрьме и доктор с наработками по не-карательной психиатрии, для которого она - любопытнейший эксперимент. В прошлом - бедняцкая, а иногда просто адская жизнь девочки из многодетной семьи (мать рожала тринадцать раз, удивительно, что здоровьем слаба стала и умерла, да? отец - слов нет, у меня комок экспрессии, но автор этого и добивалась), эмигрировавшей из Ирландии в Канаду за лучшей жизнью. И вся небольшая свободная жизнь была малосвободна... Ее мировоззрение сформировалась в наблюдениях за вечно беременной матерью, голодным выводком детей. Далее - отношение к смерти Мэри (как причины смерти, так и отношение к последствиям), которые она увидела и впитала как образец. Далее- похотливый хозяин, и бессилие бесправной женщины, и вот она попала к богатому холостяку-фермеру. Как будет она относиться к беременной служанке, возомнившей черт те что? И вообще, самая динамичная часть - это воспоминания Грейс, в них погружаешься с головой, чуть ли не тактильно - вот смрад трюма, вот яркие лоскуты стеганых одеял, вот запах бренди на рождественском пироге, вот белые цветы на саване Мэри... В части с доктором все как-то унылее.
Что же касается заголовка, то именно эти действия исподволь, как толковый кукловод, побуждает проделать нас автор, только с ощущением, что это мы сами - и осудим, и вынесем вердикт и оправдаем. Именно нам предстоит решить кто же Грейс во всей этой истории, каково ее настоящее лицо и внутренний мир, каково ее место. Я для себя решила.

Ежемесячные чтения детективного клуба КЛУЭДО
Вокруг света, Канада
Собери их всех
Кот в мешке