Больше рецензий

9 марта 2022 г. 22:54

271

Тысяча страниц похождений одинокого рыцоря, который сначала ищет свой путь, а потом ему же следует. Звучит настолько же уныло, насколько таким и является. Просто стоит понимать, что подобного плана псевдобиографическая эпосообразная писанина — это в любом случае чтиво лишь для самых упоротых. Особенно если эта писанина ещё и японская.
Эту книгу мог бы спасти хоть в какой-нибудь гомеопатической дозе растворённый юмор, но это же суровый самурайский самурай, какой юмор, о чём вы. Он будет следовать своему бусидо, хотите вы этого или нет. Он будет прекрасным-добрым-мудрым-чудесным, даже если вас от него уже тошнит.
Сериальная структура книги делает её чуть более читабельной, чем если бы она была сплошным монолитом, но спасает это не так уж чтобы сильно — разбитая на части кривая эмоционального напряжения с кучей кульминаций в итоге сильно размазывается и теряет в своей ценности, чем если бы повествование было непрерывным.
Персонажей Ёсикава решил не делать живыми людьми, даже главных. И правда — зачем? Это же эпос, в конце концов, а эпос должен быть величественен, а не интересен — в том числе хорошо прописанными персонажами. Внутренние перипетии самого самурайского самурая я в расчёт не беру, потому что это не развитие живого персонажа, а лишь структурная составляющая книги, сюжетный двигатель. Ведь писать книгу про путь без описания моральных исканий этого самого пути — это какая-то совсем уж маразматичная история. Но повторюсь, вся эта псевдофилософская залупа — это не развитие персонажа, а отражение сюжетной канвы. На безрыбье этого, конечно, хватит, но лучше бы всё-таки была рыба.
В итоге из интересного остаётся лишь сеттинг. И тут стоит признать, что Ёсикава очень достоверно описал Японию начала 17-го века (не в плане "правдиво", а в плане "правдоподобно" — я не историк Японии, чтобы фактчектить написанное). Но особо распыляться по этому поводу, вознося автора на литературные вершины, тоже не стоит. Если уж ты в тысячестраничной книжище о Японии 17-го века не сумел бы показать Японию 17-го века, то какой тогда ты в дуплину писатель?
Короче говоря, я слишком не аудитория этой книги. Слишком лаптем деланный для тонкого смакования самурайской жизы. Но при этом я вполне могу понять людей, которым она понравилась. Не всем же быть такими же дремучими, как я.

Комментарии


Под омикрон книга зашла на ура;) правда потом пришлось в качестве противоядия читать книгу самого Миямото, он по ней совсем другим выглядит и это к лучшему;)