Больше рецензий

9 марта 2022 г. 21:48

454

3

Очень интересно так получилось, что роман Л. Толстого я прочитала почти одновременно с книгой Сюсаку Эндо - Скандал . Эти книги тесно связаны и тематикой, и общей идеей греховности, как некоей ценности, без которой невозможно стремление человека к самосовершенствованию, воскресению души. Религия тесно связана с мазохизмом. Вспомним для примера 19в. Католики истязают себя самобичеванием, устраивают публичные шествия бичующихся. Православные святые носят власяницы, железные вериги, истязают себя строгими постами. Буддисты на окровавленных коленях ползут к своим святыням.
Герой Толстого не истязает себя физически, он испытывает нравственные муки, растравляет душу воспоминаниями, не даёт забыть своих грехов, будоражит совесть. Соблазнив невинную девушку, он потом судит её в составе присяжных и присуждает к каторге за отравление. Этот случай халатного, равнодушного отношения к своим обязанностям становится мощным толчком к нравственному возрождению. Князь Нехлюдов, справедливо решив, что именно с него началось её нравственное падение, хлопочет о помиловании, едет за ней на каторгу, готов жениться и всячески облегчает ей жизнь. Поступок необычный для представителя того общества. Для Катюши воскресение души начинается с её знакомства политическими ссыльными. Нехлюдову она предпочитает ссыльного революционера, с ним она видит своё будущее, а с Нехлюдовым - неопределенное прошлое. Кроме того, оценив его старания по отношению к ней (он всё таки очень много для неё сделал), она не только простила его, но и полюбила вновь и, желая добра, отпустила его.



Чем закончится этот новый период его жизни, покажет будущее.

Таков конец романа.
Большая часть романа посвящена описанию судопроизводства, положению осужденных в тюрьмах, на пересыльных пунктах, многочисленным историям каторжан, их проблемам. Скучновато. Хотя понимаешь: надо полнее и аргументирование раскрыть образ героя. Этот материал полезнее историкам и юристам. И писателю, и его современникам несомненно было интересно обсудить способы передачи земли крестьянам. И тем более ни к чему нам критика религии и церкви, в наше-то время. Дело совести. Хочешь - веруй, не хочешь - не веруй. Есть такая потребность - молись.
В общем, такое противоречивое чувство. Талант талантом, а жизнь жизнью.