Больше рецензий

Introvertka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 марта 2022 г. 17:31

2K

0 Не получилось, не срослось...

Романы Дафны дю Морье – моя безграничная любовь. Что мне больше всего нравится в ее творчестве – так это причудливое сочетание мистики и реальности, в которое всегда вплетены нотки поэзии, романтики и меланхолии. Она грациозно сочетает несочетаемое, порой балансируя на грани, но при этом четко выдерживая свой особенный неповторимый стиль.

Но в этот раз роман любимой писательницы оставил меня в полном недоумении. Впервые в жизни мне было скучно с Дафной дю Морье. Еле осилила до конца «Полет Сокола», перевернула последнюю страницу и забыла. Никаких эмоций ни положительных, ни даже отрицательных книга во мне не оставила, кроме единственной – скука.

С самого начала романа меня посетило ощущение дежавю: в голову пришли аналогии с некоторыми произведениями Сомерсета Моэма («Тогда и теперь», «Каталина», «Сотворение Святого»), в которых он вышел за привычные для себя географические и временные рамки и перенес место действия в Италию, а время – на несколько веков назад. И хотя я всегда за эксперименты на творческом поле, не могу сказать, что оценила эти романы моего любимого Моэма по достоинству.

А всё потому, что «итальянская» проза этих авторов выглядит довольной пресной и бесцветной на фоне остальных, более глубоких и сложных произведений. И даже попытка привнести в эту прозу трагедию и драму не спасает ситуацию: никакой ответной реакции у читателя не возникает, сюжет и герои быстро улетучиваются из памяти, не задевая сердце и душу читающего.

Хотя, в отличие от работ Моэма, "Полет Сокола" у дю Морье отличается интересным, продуманным и оригинальным сюжетом с намеком на детективную составляющую и старые семейные секреты. Судите сами: экскурсовод Армино Фаббио во время одной из своих привычных туристических поездок в роли гида встречает женщину из своего прошлого, которая в ту же ночь погибает от руки неизвестного убийцы. Поддавшись чувству ностальгии по своей прошлой жизни и желая разрешить загадку этого убийства, он возвращается в родной город Руффано, где его ждут безумные открытия о своем прошлом...

Выглядит весьма многообещающе и заманчиво, не так ли? Вытаскивать семейные "скелеты" на свет Божий - одна из тех ипостасей Дафны, где она особенно хороша и убедительна. Но здесь опять мимо. Только успевает назреть какая-либо тайна или интрига - и вот она тут же раскрыта, либо проницательный читатель догадался обо всем уже за пару страниц до того.

Что касается персонажей, то тут тоже всё очень печально. Они какие-то безликие, что ли. Не вызывают ли сочувствия, ни отклика, ни симпатии, ни антипатии, ничего. Хотя, нет, вру, изредка они вызывали у меня легкое чувство недоумения, например, когда почти каждый житель Руффано практически боготворил профессора Донати. Или когда главный герой ответил на предложение девушки заняться любовью в автомобиле пощечиной, а та даже бровью нее повела.

В общем, среди персонажей никто особо не удивил, даже центральная фигура повествования Альдо Донати, вокруг которого и разворачиваются кульминационные события на ежегодном фестивале, где реконструируются события давно ушедших лет. В этом году инсценировка посвящена знаменитому "полету" герцога Клаудио и последовавшему за ним восстанию горожан, в ходе которого злополучный герцог был растерзан толпой.

И даже вполне закономерный вопрос, возникающий у читателя, о том, кто же Альдо Донати, гений или сумасшедший, не добавляет повествованию никакой остроты.



Я кукольник. Дёргаю за нитки, и куклы танцуют. Для этого нужна большая сноровка.

- говорит сам Донати, и в этих словах довольно четко вырисовывается диагноз в виде мании величия и изрядной порции нарциссизма.

Что тут еще добавить? Дафна дю Морье была и будет одним из моих любимейших авторов. А "Полет Сокола" останется для меня самой нелюбимой её книгой, что никак не помешает моей любви к творчеству Дафны.



Знаешь, чего никто в нашей стране не может перенести? Впрочем, не только в нашей стране, но во всём мире и на протяжении всей истории? Потерю лица. Мы создаём из себя некий образ, и кто-то этот образ разбивает. Из нас делают посмешище. Человек или нация, теряя лицо, либо не оправляется и окончательно погибает, либо научается смирению, а это далеко не то же, что унижение.