Больше рецензий

M_Aglaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 мая 2013 г. 18:08

110

5

Чувства противоречивые. Хочется что-нибудь написать. С другой стороны, боюсь, что не смогу это все выразить… Все как-то вперемешку. (много букв... )
Прежде всего традиционно: не нравится перевод первого названия. В оригинале The Parafaith War. У меня смутное чувство, что это название гораздо лучше отражает суть книги. Все знатоки английского языка будут надо мной смеяться… Но мне почему то кажется, что такое название скорее означает не «война за веру»… А как бы «война вер». А если они еще и «пара»…
Оба романа тесно связаны между собой. Поэтому размещение в одном томе выглядит где-то логичным… Если бы еще от этого не пострадала часть текста… В связи с этим лично у меня мысли такие: может быть, в недостающем куске показали, каким образом разрешился конфликт. А может быть, и нет. Мне все больше начинает казаться, что ничего такого там не было. Иначе даже бы у АСТа не хватило нахальства отрезать такой значимый для смысла фрагмент. А также (возможно, глупо) есть у меня некоторая надежда, что недостающий кусок текста был АСТом издан ранее отдельной книгой. Потому что отчетливо помню, что читала НФ Модезитта – «Экодипломат». И имя Тристин Десолл кажется мне подозрительно знакомым. Это, в принципе, была такая небольшая книжка, по объему вполне тянет на отсутствующий кусок. (Можно было бы не строить догадки, а взять книгу и посмотреть, но я не знаю, на какой полке она засунута, и пока не хочется переворачивать весь шкаф).
Сюжет. (Ну, что это далекое будущее и соответствующее развитие техники, само собой разумеется). Первая книга: молодой лейтенант Тристин Десолл, гражданин Эко-Тех-Коалиции, служит на планете, находящейся в процессе терраформирования. Его задача – нести патрулирование на своем участке «периметра» и решать возникающие проблемы. Собственно, проблема тут только одна – Эко-Тех-Коалиция находится в состоянии войны с враждебной планетарной системой, которую в этом переводе поименовали Ревенантом Пророка. (Ну, Ревенант так Ревенант…) Эко-Тех-Коалиция более развита в научно-техническом и военном плане, но у Ревенанта больше народу, и они более отчаянны, поскольку являются религиозными фанатиками. И сейчас Ревенант посылает миллионы своих бойцов, находящихся в замороженном состоянии, на кораблях-тройдах (?) в системы Эко-Тех-Коалиции, чтобы те на месте вступили в бой. Ревенанту нужны планеты.
Тройды Ревенанта выслеживаются и уничтожаются в космосе кораблями Эко-Тех-Коалиции. Но какой-то части «ревяк» все же удается десантироваться на планету, тогда уже в дело вступают силы Периметра.
В книге обстоятельно показывается одна вахта, другая, третья, один бой, другой, третий… С каждым разом все проходит тяжелее и тяжелее… Возникает чувство полной бессмысленности происходящего. Иногда Тристин выбирается в «увольнительную», при этом участвует в «исследовательском эксперименте», проводимом инопланетной цивилизацией фархкан. От этих исследований Тристин только еще больше погружается в депрессию. Он не понимает, что нужно фархканам.

Дальше...


После очередного боя Тристин надолго попадает в госпиталь. Выздоравливая, Тристин решает переменить род деятельности и поступить учиться на пилота. Ему кажется, что нужно делать что-то более продуктивное, чем снова и снова ждать высадки ревяк и уничтожать десантников.
Тристин проходит курс обучения, и вот он уже пилот и получает назначение на корабль, который возвращается все к той же планете. И опять бесконечные вахты, выслеживание тройдов, бои в космосе, один, другой, третий, с каждым разом все тяжелее и тяжелее. В какой-то момент Тристин понимает, что в его положении абсолютно ничего не изменилось, нет никакой разницы, между лейтенантом на Периметре и пилотом крейсера. Он по-прежнему ждет нападения противника, и когда нападение происходит, пытается уничтожить как можно больше врагов. И война не закончится, пока не будет поголовно уничтожено все население той или другой системы. А еще через какое-то время Тристин понимает, что нет особой разницы также между эко-техами и ревяками.
В самом деле, получается симметрично: в начале книги Тристин удивляется, как человек (ревяки) может позволить превратить себя в живое оружие, обреченное на гибель. В конце книги становится ясно, что эко-техи фактически превратились точно в таких же камикадзе, учитывая процент гибнущих кораблей при каждой схватке с новым появившимся тройдом.

Опять же неоднократно подчеркивается, что сама культура и мировоззрение ревяк порочны по сути – расовая и религиозная нетерпимость, сознание собственного превосходства… Но в Эко-Тех-Коалиции обнаруживается все то же самое, мать Тристина погибает в результате чуть ли не погрома, только потому что его семья внешне похожи на ревяк, сам Тристин неоднократно имеет проблемы из-за своей внешности, его со скрипом продвигают по службе, несмотря на все заслуги.
Я думаю, именно это и было основной целью автора – показать, что обе стороны, ведущие войну, со временем становятся похожи друг на друга, если ни одна сторона не желает ни сдаваться, ни прекращать военные действия.
Таким образом, получается нравственный тупик. Ревяки готовы на все, чтобы сокрушить эко-техов, но отстают в научно-техническом развитии. Эко-техи могут уничтожить ревяк, хотя это им, конечно, дастся не дешево, но не желают этого, потому что «моральные принципы», идеи гуманизма и т.д. Но при сложившейся патовой ситуации в войне, а еще когда иссякают людские и материальные ресурсы, мораль и гуманизм отказывают, и в обществе начинаются необратимые изменения.
В общем, кое-какие намеки даются уже в начале книги, когда Тристин обнаруживает, что руководство военных сил, а скорее всего и правительство Эко-Тех-Коалиции не желают принимать никаких решительных мер, чтобы переломить ситуацию. Они просто ждут, когда ревякам надоест идти на штурм и бессмысленно гибнуть, и они оставят эко-техов в покое. Но Тристин понимает, что для ревяк все это далеко не бессмысленно, а смерть на поле боя во славу Пророка вполне приемлема в культуре Ревенанта и находит всяческое одобрение и общественную поддержку.
Поэтому, я и не думаю, что в недостающем куске автор дословно описал, как именно Тристин вмешался в события, и каким образом он пришел к этому решению… Книга, как она есть, уже по своему замыслу закончена, а чтобы описать сами действия и их последствия, хотя бы ближайшие – мне кажется, потребуется еще один роман, такой же по объему. В общем, в следующей книге об этом говорится вскользь – ревякам явился новый Пророк, который дал им новые заповеди (или уточнил старые), в результате чего они решили прекратить военные действия с Эко-Тех-Коалицией. А также, еще более туманно, упоминается, что этим пророком и был Тристин, который в результате всего получил серьезные ранения, и был вылечен фархканами.

Мда, приходится писать о сюжете.
Вторая книга: Прошло триста лет. О войне Эко-Тех-Коалиции и Ревенанта рассуждают, как о далеком историческом событии. Сейчас война в открытую не ведется, хотя напряжение нарастает. Эко-техи и ревяки по-прежнему пытаются распространить свое влияние на как можно большее число систем, при этом каждая из сторон действует в соответствии с методами, заявленными в первой книге. Единственное, что они избегают, так это напрямую затрагивать интересы друг друга.
Но фокус смещается. Сейчас главный герой – командор Ван Альберт, гражданин небольшой планетной системы под названием Республика Тара. Соответственно, на первый план выступают и другие малые планетные системы, которые вынуждены лавировать между основными силами, и либо пытаться сохранить независимость, либо принять протекторат более сильной системы. При чем выбор у них небольшой, и зависит от того, к кому они ближе расположены географически.
Ван получает неожиданный приказ срочно изменить маршрут корабля и направиться в систему Скандии, где ему передадут дальнейшие приказы. Дальше события следуют как в боевике или в детективе – прибыв по месту назначения, корабль Вана немедленно подвергается атаке неопознанного противника. Только чудом Вану удается отбить атаку и уничтожить противника. Но его тут же снимают с корабля, без особых объяснений и назначают в посольство Тары на должность военного атташе, потому что предыдущий военный атташе погиб в результате несчастного случая. Ван указывает, что у него нет никакого дипломатического опыта, и его вообще готовили и обучали для другого, но беспрекословно исполняет приказ. Разбираясь с делами, Ван все больше убеждается, что вокруг творится что-то странное – и смерть прежнего атташе выглядит весьма подозрительной, и корабли Тары из системы Скандии пропадают загадочным образом… Затем происходит покушение на премьер-министра Скандии, и Ван, оказавшийся на месте действия, инстинктивно принимает меры, чтобы предотвратить покушение, в результате чего надолго оказывается в госпитале. После выздоровления Ван узнает, что состав посольства полностью сменился, а его самого отправили на почетную пенсию «по медицинским показателям».
Одновременно Ван получает предложение от главы некоего информационного фонда Тристина Десолла поступить на работу в фонд в должности пилота. Ван колеблется, но со временем убеждается, что на родине он – персона нежелательная. Несмотря на внешний почет и присвоение высокого звания и наград, ему четко дают понять, что в дальнейшем его способности военному ведомству не нужны. На коммерческий флот он также не может устроиться, каждый раз находятся веские причины. Когда на его жизнь происходит покушение, и Ван чудом (собственно, с помощью все того же Тристина) спасается от киллера, он решает принять предложение и поступает в фонд ИИС.
Сейчас уже становится ясно, чем занимается фонд, созданный Десоллом – поддерживают стабильность в галактическом сообществе, помогая более слабым системам выстоять против сильных. Советы, информация, финансовые вложения, на самый крайний случай – прямые военные действия, но – тайно.
Однако, несмотря на все усилия, война все же разгорается. Ревенант начинает вторжение. Тогда Тристин принимает кардинальное решение и, используя супер-технологию (обманом полученную от фархкан), уничтожает всю систему Ревенанта. При этом Тристин и сам погибает, но суть дела не меняется.
Между тем Ван приходит к выводу, что его собственная система – Тара, начинает развиваться по пути Ревенанта. Там происходит военный переворот, по подозрительно знакомому сценарию, опробованному еще в Скандии. Правительство уничтожено, пришедшие к власти военные начинают репрессии против гражданского населения (несогласного) и начинают вторжение в соседнюю и более слабую Кельтиру. Проведя собственное расследование, Ван понимает, что за событиями в Скандии стояли как раз спецслужбы Тары, которые заключили союз с Ревенантом… И когда Ревенант уничтожен, они просто решили прибрать к рукам все, что можно.
Недолго думая, Ван поступает по примеру Тристина и уничтожает систему Тары. Однако, в отличие от Тристина ему повезло (?) остаться в живых. Опять же, благодаря фархканам.

Вот тут уже, у меня начинается полный разброд в мыслях и впечатлениях. В общем, ясно только одно, что обе книги составляют в единстве потрясающе сложную систему. Если первая книга закончена сама по себе и выражает четкую мысль, то вторая книга эту мысль и развивает, и дополняет, и опровергает – и все это одновременно. Я не говорю уже про вопросы этики, которые поднимаются неоднократно и очень интересно (ну, мне было интересно).
Если попытаться выразить кратко: этика – это основное направление развития цивилизации (а вовсе не научно-технический прогресс или экономика). Если цивилизация, развиваясь научно-технически, не развивается одновременно и этически, то она обречена. В то же время тут возникает множество парадоксов, касающихся и законов с их применением, и экономики… Опять же снова возникает вопрос, есть ли абсолютные этические категории, или они свои для каждой цивилизации.
По автору выходит, что общество само по себе не может поддерживать необходимый уровень «этической политики», потому что большинство членов общества озабочено только своим собственным благополучием. Но если общество в целом не может, то это либо должна делать одна личность, либо не будет делать никто. Мне кажется, это опять парадокс: если это будет одна личность, то кто будет ее выбирать/назначать/наделять полномочиями? Кому эта личность будет подчиняться? И что это должна быть за личность – фактически, такая личность берет на себя функции бога?
В конкретной ситуации автора решение взял на себя Тристин… и позднее Ван – уничтожение. Как они выражаются – «вырвать с корнем согнутое дерево, чтобы новое дерево на этом месте выросло правильно.» В принципе, в данной ситуации, мне их обоснования понятны. Но в то же время, понятны и возражения фархкан, которые говорят, что уничтожение является обоюдоострым методом, и в равной степени наносит вред (в плане этики, конечно) и самому нанесшему удар. Опять тупик, парадокс… Если Тристин и Ван не уничтожают системы Ревенанта и Тары, то погибают все малые системы, свободы и демократия… Но если они это делают, то в перспективе, как я понимаю, уцелевшие цивилизации могут посчитать, что если такой способ воздействия уже был применен и дал ожидаемый результат, то вполне можно применить его снова? И в дальнейшем – опять же погибают демократические свободы и т.д.
Фархкане, со своей стороны, находят интересное решение – они возлагают на Ванна обязанность впредь следить все за тем же поддержанием этики… предварительно, изменив его при исцелении, и сделав фактически бессмертным. Видимо, то же самое, в свое время было сделано с Тристином. Можно понять и так, что своим прыжком в солнце, Тристин добился двух целей – и уничтожение системы Ревенанта, и собственная смерть, освобождение от тяжелой и непрекращающейся работы? Для этого он искал себе преемника? В конце книги говорится (со слов Вана), что ему «закрыт выход, найденный Тристином» - фархкане позаботились, чтобы он ничего такого не мог с собой сотворить?
Что же тогда получается – принудительное назначение на должность Бога? Да уж, оригинально…
У Модезитта это еще выглядит, как неожиданная версия истории Летучего Голландца. На это есть намеки в книге. Если по канону, древний Голландец совершил богохульство (разве это не будет своего рода преступлением против этики?), за что обречен вечно скитаться по морю на своем корабле, то здесь пилот боевого космического корабля совершает свое преступление против этики – геноцид, и за это тоже обречен вечно скитаться и исправлять последствия своих деяний? Только сейчас он уже буквально является «летучим»…
Также интересно выглядит в этом смысле позиция фархкан. Они провозглашают, что для них этика прежде всего. Тем не менее они не дают способа решить возникший этический парадокс, и в то же время не препятствуют Тристину пойти на геноцид. Опять же, если бы не вопросы, которые фархкане задают Тристину в результате своих «исследований», то еще неизвестно, дошел бы он самостоятельно до такого положения…