Больше рецензий

6 марта 2022 г. 20:27

452

4

Это четвёртая, кажется, книга Пилчер, прочитанная мной. К писательнице хочется возвращаться: милые и очень живые детали жизни в шотландских деревушках, в Лондоне или в Корнуолле, современность, часто переплетённая с историей, очень яркие герои, которым хочется сопереживать и странное чувство защищённости, чувство уюта, чувство, что всё будет хорошо, несмотря ни на что. И вот парадокс: именно тем, кто за этим чувством хочет почитать "Семейную реликвию", она же "Собиратели ракушек", я рекомендую обратиться к другим работам автора. В этой книге есть нерв, есть боль, много боли, много непоправимого, но такого, с чем сталкивался в жизни, к несчастью, каждый. И кажется, именно это и делает "Семейную реликвию" самой титулованной книгой Пилчер.

С одной стороны, перед нами история семьи - трое детей Пенелопы, главной героини романа, наделены очень разными характерами. Объединяет их то, что в очень важный момент жизни матери все они не могут быть с ней рядом. С другой стороны - история непростой военной юности самой Пенелопы, история любви её родителей. Пожалуй, именно эти образы, художника Лоренса Стерна и его жена Софи, могут послужить ответом на вопрос, почему сегодня Пенелопа, которой уже хорошо за шестьдесят, ведёт себя именно так, почему живёт именно так. Это книга о ценности воспоминаний, которых нельзя купить ни за какие деньги. Это книга о том, как разные взгляды разных членов семьи, неплохих в общем-то людей, могут нанести непоправимый урон и навсегда отделить их друг от друга. 

Эта книга об одиночестве - вынужденном или осознанном, связанном с тем, что человек привык и хочет быть один и том, какое настигает даже в большой семье, в постоянном окружении домочадцев. 

Одна из фишек Пилчер - это огромное число сюжетных линий. С этим столкнёмся мы и здесь: помимо биографий главной героини и каждого из её детей здесь есть полные нежности и боли истории тех, кто оказался рядом с Пенелопой в трудную минуту - её молодых друзей Антонии и Дануса. Множество сюжетов ждёт читателя и в той части, где Пенелопа уносится мыслями в прошлое - в годы войны. 

Ещё один типичный ход писательницы - загадочные истории, которые оканчиваются изящной и очень бытовой разгадкой. Таких и здесь множество.  

Единственный, пожалуй, весомый минус - это образы детей главной героини, пропасть между которыми видна ещё с первых страниц чтения произведения. Возможно, не будь Оливия, средняя дочь героини столь безупречной и успешной, а её брат и сестра - каждый по своему, но недотёпами с букетом отрицательных качеств, следить за развитием отношений в этой семье было бы ещё интереснее.