Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

2 марта 2022 г. 05:05

465

5 Знакомство с автором

13 рассказов. 13 историй. Маленькая девочка, только что научившаяся читать, мальчик, влюбившийся в 12 лет, старуха, молодая женщина, женщина неопределенного возраста, мужчина под 30, мужчина за 40, разные чувства, иногда разные страны, порой разные века, и у каждого своя история (трагедия, любовь, боль). И если сложить все 13 вместе, получится нечто цельное, многогранное, уму непостижимое. Как непостижима жизнь вообще.

***
«Копотову понадобилась целая жизнь, чтобы понять главное, ужасное. Она была просто дура. Вернее, не просто, а дура сердобольная – сочетание настолько же неотразимое и русское, как и роковая красавица, до которых был такой охотник Достоевский»

Марина Степнова «Покорми, пожалуйста, Гитлера»

Об этом рассказе невозможно говорить. Т. е. невозможно рассказать даже кратко о сюжете и обойтись без спойлеров. Рассказ перевертыш, кривое зеркало, камера обскура. Факты одни, чувства совершенно другие. Кем друг другу приходятся герои, что дают голые факты вообще никак не соответствует тем чувствам, что испытывает главный герой. Интенсивность его эмоций, его реакции неадекватны, неправильны и … Так нельзя. Просто нельзя. А отдельные ремарки и суждения героя великолепны. Особенно о женщинах и России.

***
«Бедная Антуанетточка стала как все. Превратилась в рядовой толпообразующий элемент. И это было - как будто умирать, заживо и в полном сознании. Или даже еще хуже»

Марина Степнова «Бедная Антуанетточка»

Короткая история жизни Ани, прозванной еще в школе Антуанетточкой из-за любви к книгам и XVIII веку. Этот рассказ тронул меня больше всех. Во-первых, какими-то невообразимыми метафорами, сравнениями, потрясающим языком Марины Степновой. Слова буквально врезаются в память – наждачный голос, резиновые лица, «оснащенная визгливым капроновым бантом голова». Слова здесь имеют свой вкус, цвет и запах. Во-вторых, зацепила эта книжная любовь главной героини. «Бедная Антуанетточка и сама не заметила, когда свет и тепло настоящей, живой жизни перестали проникать свозь густую, полупрозрачную толщу прочитанных ею книг». Книги тут единственная опора, они же последний гвоздь в крышке гроба, они же нечто, что придает хоть какой-то смысл жизни… Но при этом вопрос – а что вообще можно считать жизнью? Вот сейчас – это жизнь? Кажется, нет.

***
«Мама с Никой ждали своей очереди. Десять минут. Двадцать. Тридцать пять. Как в гестапо.
- Долго как, - ужаснулась внутри Ника, пытаясь расправить ледяные и туго, как курки, взведенные лопатки. - Если она закричит - убегу. Или умру»

Марина Степнова «Романс»

Этот рассказ читать было… больно. Потому что это история глупой любви и тяжелых последствий. История о том, как хорошая и правильная девочка старалась быть очень хорошей и очень правильной для всех, особенно для мужа, но не получалось совсем. Хотя она очень старалась, терпела побои, не замечала недостатков, принимала таким, каков есть, и прочее-прочее. Истории жертв обычно меня раздражают, но тут иное… Финал этой хорошести сбивает...

***
Рассказы разные. Разные чувства при прочтении, голоса в голове, образы, реакции… Я никогда раньше не читала Марину Степнову, много слышала, давно ставила закладки в браузере и добавляла в избранное в электронной библиотеке. Мне заочно казалось – обязательно понравится. И теперь, прочтя этот сборник, я поняла, что не ошиблась. Впечатления и эмоции зашкаливают, уложить всё в маленькую рецензию немыслимо. Взяла всего три рассказа, но можно было бы написать отдельную рецензию на каждый. Для меня это высококонцентрированная проза, очень качественная литература. Чтение как опыт, как проживание прошлого и принятие настоящего.

Советую.

Это рецензия из моего жж