Больше рецензий

cat_in_black

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 февраля 2022 г. 19:00

170

4 Вокруг Фудзиямы.

Вулкан не спит. Он никогда не спит. С высоты спокойно смотрит на возникновение городов, цветение сакуры, таяние первого снега и регулярную уборку риса. Течение жизни невозможно остановить, ход времени повернуть назад не может даже богиня Каннон. Там где красное пятно солнца застыло на горизонте, медленно, щурясь на застывшие облака, одинокий ронин идет своим путем.



Я избрал путь самодисциплины. Мой долг – подавлять свои чувства, вести строгий образ жизни, закалять себя трудностями. Иначе я потеряю свет, к которому стремлюсь всей душой.

Какой красивый и интересный путь предлагает нам Эйдзи Ёсикава. Благодаря деревянным сандалиям с кожаными ремешками камешки на дороге не будут так сильно впиваться в нежные пятки читателей, шляпа из соломы прикрывает от порывистого ветра и солнечного пекла, холодные горные источники дают отрезвление мыслей после выпитого сакэ, а рисовые колобки по-простому утолят чувство низменного голода. Путешествие во времени в эпоху великих Царств, в эпоху великих воинов и мудрости природы. Как хочется восторгаться строгими и такими простыми иероглифами, статично застывшими на тонкой бумаге. Но путь, летящий по страничкам романа оказался тяжелее некуда, бесконечно ходящим по кругу. Он дорожной пылью забивался в легкие, отказывающие организму дышать в унисон с героями эпопеи.

Миямото Мусаси – историческая реальная личность, основной герой нашего романа. Ронин, виртуозно владеющий оружием, выбравший путь меча и строго ему следующий. Но восточная философия в простом видит сложное, один иероглиф может менять свое значение несколько раз, меняя судьбу носителя букв. Такэдзо стал Мусаси, простой юноша волей судьбы стал одним из самых знаменитых фехтовальщиков Японии. Он отказался от многого – нормальной человеческой жизни и личного счастья, ведь только в лишениях и самодисциплине меч может показать свою красоту, как художник в плавных линиях рисунка, гончар в идеальной чашке, а срез пиона расскажет о великих учителях. Мусаси немногословен, задумчив, одинок в душе, но любим преданно и болезненно теми, кто понимает, что никогда не будет для него на первом месте.

Женские образы в романе разнообразны. Начиная со злобной старухи Осуги, которая олицитворяет злость, регрессию, но одновременно и сильную женскую суть, как источника рода, как ни странно энергию, подпитываемую из сложного сплетения убеждений и призвания, однако вызывающая уважение даже у антагонистов. Око – продажность и разрушение для тех, кто рядом. Верность и преданность, естественно, Оцу – образ утонченной, верной японки, проживающей всю трагедию внутри, которая разрывается на части, но сохраняет верность своему Пути преданности.

Смена поколений, как и смена локаций, вечно бежащая строка, как символ того, что все беспрерывно движется. Разность характеров накручивается вокруг твердости убеждений Мусаси. Много талантливых ронинов ходят по японским городам, ученики великих школ и сторонников великого пути. Но проходят путем Бусидо единицы. Не только меч главенствует в жизни борца, но и ряд правил морали, поведения и философии, где комплексно выводит на передний план баланс Человека. Казалось бы Кодзиро, чем его путь Сушильного Шеста не велик, но вереница побед в поединках еще не значит, что дух меча тебя поддержит, каким бы количеством крови ты его не смазывал. Ржавчина поедает не только меч, но и душу. Мотыга – вот твой меч. Гончарный станок - это тоже меч. Кисть в руке – острейшее лезвие красоты.

Все познается в сравнении, на одной исходной точке поражения и выживания, два почти еще мальчика начинали свой путь, по одинаковым тропкам, но в итоге привела к разным итогам – Матахати, полная противоположность Мусаси. Где был тот поворот, когда жизнь показала свою усмешку? Что важнее – характер и воля или среда и шквал неудачных событий? Дзетаро и Иори – новое поколение мальчишек-учеников, готовых выбирать свой путь, будут ли они зеркалом Учителя или свернут по дороге.

Историческая основа романа широка. Подробно описывается жизнь простых граждан Японии XVI-XVII веков. Подробности в каждой детали, от гречневой лапши и сушеной хурмы, до маленьких чашечек сакэ в каждом доме, веселых кварталов и окраски кимоно. Жизнь любого города или села непрерывна, врезающаяся детальными подробностями о самосуде внутри городов, как необходимая мера против хоть какого-то беззакония, обычаи, когда нарушение слова, сродни оскорблению рода и всех усопших предков, обилие храмов, со своими уставами и законами – масштабная картина для понимания всех красок картины романа. Отдельно, конечно, хочется упомянуть о батальных сценах – начиная с резкого взмаха меча и заканчивая подготовкой к, казалось бы, безнадежному бою, но тактически продуманному, призраком пролетающем над вершинами деревьев, когда противник еще не понимает, но уже повержен.

Очень интересное с точки зрения истории произведение. Легкость перевода никак не перечеркивает того, что роман сложен в деталях, подробностях, резких переходах и постоянном движении. Он развивается с каждой строчкой, не предупреждая перед поворотами. Герои веерной колодой меняют расклад пасьянса, сталкиваясь друг с другом и тем самым совершенствуя друг друга, полируя Душу. Однозначно стоит познакомиться с другой культурой восприятия жизни, развития взгляда на жизнь и смерть через путь одного одинокого Человека.



Фудзияма никогда не бывает одинаковой, она меняется каждый день, каждый час.
-Мне она кажется неизменной.
-Ты просто не пригляделся. Она многолика в зависимости от времени года, погоды, места, откуда на нее смотришь. Каждый человек видит ее по-своему.

Книга прочитана в рамках игры Долгая прогулка команда Параноидальные ведомости, февраль бонус.