Больше рецензий

AVS

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 февраля 2022 г. 18:57

653

4 Книга о музыке и артисте... Могла бы получиться сильная история.

Это история полудемона-получеловека Владимира Данилова, самовольного и благодушно расположенного к людям, а потому отправленного на Землю с целью перевоспитания. На Земле Данилов занялся музыкой. Стал играть на альте. Влюблялся. В общем, жил обычной человеческой жизнью. Не любил пакостить людям, наоборот, старался помогать. И однажды пришла ему повестка о том, что за невыполнение условий демонического договора его ожидает "время Ч", то есть суд с, возможно, самыми плачевными последствиями.

Роман читался с неровным интересом. Первые сто страниц я буквально проглотила. Не могла оторваться совершенно, а следующие сто страниц заставили скучать... Дело в том, что сюжет свернул не в ту сторону, в какую я ожидала. Вернее, он не свернул, а остановился.
Оказалось, что произведение в значительной степени сатирическое. Это неплохо, однако длинная история про синего быка выбивается из лирико-драматического настроения романа. Для меня в этой истории ценна лишь мысль о том, насколько волнуют людей сенсации вроде появляющегося то тут, то там, загадочного синего быка и насколько не интересует их появление нового уникального произведения искусства. К счастью, с быком разобрались, и дальше я дочитывала с удовольствием.

Что же в итоге? Я ожидала большего. В самом начале обозначены два конфликта: внутриличностный (борьба долга и чувств) и конфликт личности и системы (по контракту Данилов должен делать то, что он не хочет делать). Оба конфликта получили в дальнейшем развитие, но... Мне не хватило. Не хватило драмы, преодоления препятствий, не хватило глубокой любовной линии. Душевных терзаний главного героя было достаточно, но драматизм ситуаций едва ощущается, уж не знаю, почему. А ведь могла быть такая сильная, пронзительная история!

Сам главный герой мне симпатичен, однако его постоянная бесхребетность и безынициативность, постоянное неумение или нежелание противостоять манипуляциям, удивляют и немного раздражают.

О чем же эта книга?
О борьбе света и тьмы в человеке? Мне приходилось слышать такое мнение, но я не вполне с ним согласна. В Данилове изначально очень мало демонического. По сути, он использует свою демоническую силу, чтобы мешать злу...

О любви? Есть тут и страсть, и странная привязанность и, наконец, тонкие и нежные чувства... Но все это прописано слабо.

Для меня эта книга - о творце и о творчестве. Об артисте и о музыке. Страницы, посвященные музыке - это то, что в романе действительно прекрасно. Но страницы эти, вероятно, в полной мере смогут оценить только музыканты и любители классической музыки, которые знают, как звучит "Пассакалья" Генделя, "Уцелевший из Варшавы" Шёнберга, "Свадьба Фигаро" Моцарта...

Вот это прекрасная мысль:
"Пусть, по нынешним понятиям, у Шёнберга высшая математика, а у Моцарта всего лишь алгебра, так что же? Нет никакой алгебры и нет никакой высшей математики, не никакого восемнадцатого века, а есть вечное и великое, есть музыка".

Один из героев - скрипач - создает теорию тишизма - исполнитель не прикасается к инструменту, а каждый человек при этом создает свою музыку. Теория эта сразу вызывает в памяти, конечно, произведение "4′33" Джона Кейджа, хотя по сути это не одно и то же. Кому интересно, можете загуглить, что это за сочинение)

Теория тишизма, как мне кажется, затрагивает две проблемы.
Первая: ощущение собственной бесталанности музыканта и как следствие - стремление создать нечто новое, уникальное, что позволило бы как-то вписать свое имя в историю. Гениев единицы. Хороших исполнителей и композиторов много, но порой их амбиции страдают от того, что они не гении (привет, "Моцарт и Сальери"). Герой романа не может принять свою неспособность сыграть Паганини так, как он хочет, и заканчивает жизнь самоубийством. Уходит в тишизм...

Второй вопрос так же актуален: кажется, все музыкальные жанры испробованы, все виды техники, звукоизобразительности и звукоизвлечения... Что нового можно придумать в музыке? Куда двигаться музыке дальше? И будет ли это музыка в привычном понимании?..

В отличие от Дины Рубиной, Орлов не пытается
описывать само музыкальное произведение, его оркестровку и гармонические ходы. Он пишет про эмоции, чувства, поэтому почувствовать через его описания музыку получается прекрасно...

И что важно: в конце музыка победила тишизм.

Странно, что я никогда не слышала об этой книге, хотя на уроках муз. литературы в училище ее наверняка должна были упоминать. Книга эта, безусловно, заслуживает внимания каждого музыканта, думаю, здесь одни из лучших в литературе страниц, посвященных музыке (впрочем, не так уж много у меня примеров для сравнения).
Мне кажется, каждый найдет в этой истории что-то интересное для себя: кто-то - историю неординарной личности, кто-то - юмор, кто-то - советский быт, кто-то - мистику...