Больше рецензий

Mary-June

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 февраля 2022 г. 19:46

436

3.5

Роман неоднозначный, тенденциозный (что неудивительно), но по-своему интересный.
Начало вообще мне показалось каким-то психологическим триллером.

спойлер
Вот представьте: глухие места, идут ссыльные поселенцы на новое место жительства, встречают старичка, который их пугает местными обычаями. Оказывается, в этих краях мужики, нанимая работников из поселенцев, находят весьма пугающие способы с ними не расплачиваться.
Дальше больше - одному из поселенцев Степану все же удается устроиться работником, и он в благодарность хозяину начинает угождать хозяйке Настасье. Потом появляется возмутитель спокойствия - промысельщик, решивший прокутить все свои деньги в первой попавшейся деревне, где бабы ему приглянутся. И наконец - непонятная хворь, овладевшая значительной частью мужиков в данной местности, приведшая к летальному исходу. А виновато во всем... тайное слово, которое прошептали обиженные мужьями бабы.
И это только первая часть.
Во второй части - богомольные скитания новой супружеской пары - Степана и Настасьи с маленьким Демьяном, их сынишкой, в результате которых наши голубки утрачивают веру (попутно поучаствовав в фальсификации чудесного исцеления, пожив у раскольников, духовный лидер которых оказывается и вовсе атеистом).
В третьей части начинается все относительно неплохо - прошло сорок лет, а герои все еще живы, у них есть подросший и как будто бессловесный Демьян, склочная невестка Марья и внук-балагур Павел, мучающийся нелегким выбором между веселой, но бедной брюнеткой и томной блондинкой побогаче.
Все бы ничего, но начинается война с немцем, потом царя упраздняют (сами мужики к этому руку приложили), потом политический процесс пошел (в одну глухую глушь сразу явятся эсэры, меньшивики и большевики), а там и гражданская война показалась.
В четвертой части все продолжается, появляются элементы шпионского триллера (самую малость). Но заканчивается все, разумеется восстановлением советской власти (наши мужики и тут не подкачали - Ленина выбрали, без них-то никуда).
свернуть

Роман неслучайно называется "Бабьи тропы" - есть попытка показать старый строй именно со стороны угнетенной женщины, Настасьи,

спойлер
вынужденной с детства переступать через свои чувства, терпящей издевательства деток, у которых работает нянькой, проданной замуж, только преступлением достигшей бабьего счастья, исстрадавшейся в поисках истины, не смеющей возразить вздорной жене сына (только потому, что она из богатых). И только когда царя сняли, она начинает обретать голос. Вроде как то, о чем говорят приехавшие агитаторы-большевики, находит в ее душе отклик. Есть еще и история Параськи (брюнетки, см. выше) - тоже драма, в которой и обвинить-то по сути некого (не понятно, как после такого вообще можно было опять сойтись с виновником, но любовь зла, полюбишь и писаря Павлушу). И эта молодая женщина, душевно близкая с Настасьей, тоже надеется на новый строй, на большевиков. Есть еще и партизанка Маланья - ушедшая с мужем воевать против белых, а потом мстящая за его гибель. Они все надеются на изменение бабьей доли. А с другой стороны, есть ближе к концу романа интересный эпизод: когда в очередной раз в деревне устанавливается советская власть, за обедом Марья (склочная невестка из богатых) первой начинает есть и сразу же слышит возмущенное одергивание от мужа - того самого бессловесного Демьяна, который не мог даже ее приструнить, - только за то, что она берет первой еду: да, она это делает в знак протеста против новой власти, ну и что? Ее никто не одергивал, когда она травила обесчещенную сыном девушку, запрещала ему поправить свадьбой грех и подыскивала богатую невесту. Где был глава семейства тогда? А как только покусились на "знаки почета" - сразу прорвало.
Вот и думай, что там за бабьи тропы прорисовываются.
свернуть

В книге интересно так же и то, как автор меняет тональность повествования: от восхищенных описаний природы (действительно, красивых и неабстрактных), негодующих протестов против несправедливости, несколько неловких лирических моментов (никаких подробностей, но всем все понятно) к ироническим рассказам о политическом пробуждении мужиков или спокойному повествованию о пролетающих годах. Много массовых сцен с диалогами-выкриками с места, репликами, становящимися лейтмотивом всего повествования, много песен, печальных или шуточных, тоже создающих нужное настроение. Но характеры основных персонажей мне показались несколько схематичными. Также при всем своеобразии то, как автор передает речь героев, мне не очень понравилось.