Больше рецензий

22 февраля 2022 г. 10:58

953

5 Разнослойный


Ну что тут скажешь-добавишь? Вечная классика. Только сейчас она показалась мне неоднородной. Первые 120 страниц из 290 – рассказ Гека о тяготах упорядоченной жизни у вдовы Дуглас, о бегстве от отца-пропойцы, встрече с Джимом, беглым негром мисс Уотсон, и их сплаве на плоту вниз по Миссисипи. По ходу сплава перед нами проходят картины социальных язв – рабства негров, бесправия детей, кровной мести, бандитизма. Но в то же время мы видим и добродетели традиционного общества – это не общество зверей, совсем нет. Повествование однородное по темпу и фактуре.

Потом Гек и Джим подбирают спасающихся бегством короля и герцога. Эта встреча, казалось бы очередной эпизод, разрастается до ста страниц совместного путешествия наших героев с двумя относительно симпатичными персонажами, но, конечно, поражёнными язвами социального уклада. Фокусировка и отчасти темп повествования сбиваются. Нам продолжают показывать жизнь американской глубинки, но с иной стороны: насколько она скудна развлечениями и насколько доверчивы люди. По сути эта часть – отдельная повесть из жизни двух талантливых мошенников в духе персонажей О'Генри.

А потом Гек попадает на ферму Фелпсов, и далее на 70 страниц следуют юмористические детские развлечения вокруг освобождения негра Джима. Эта часть написана в совершенно ином жанре, условно говоря, в жанре «Тома Сойера». Мало того, сюжет здесь построен на рояле в кустах: проплыв тыщу миль по реке, Гек совершенно случайно (!) и в самый подходящий (!) момент попадает к родной тёте Тома Сойера и так далее.

Но, может, это и хорошо, так и надо: вместо трехсот страниц монотонного сплава по реке, пусть и с калейдоскопом ярких событий, нам предложен трехслойный пирог на все вкусы – травелог с социальной подоплёкой плюс плутовской роман плюс смешная детская повесть. Не соскучишься. В самом деле, роман читается отлично – это же глыба. Недаром Хемингуэй сказал, что из «Гека Финна» вышла вся американская литература ХХ века.

Марк Твен работал над «Гекльберри Финном» девять лет. Может, отсюда и разнослойность? Может, в суждениях о «Геке Финне» и впрямь следует руководствоваться предупреждением, предпосланным роману: «Лица, которые попытаются найти в этом повествовании мотив, будут отданы под суд. Лица, которые попытаются найти в нём мораль, будут сосланы. Лица, которые попытаются найти в нём сюжет, будут расстреляны».

Комментарии


Марк Твен работал над «Геккельбери Финном» девять лет. Может, отсюда и разнослойность?

В предисловии к собранию сочинений Твена написано, что первые главы писались как продолжение Тома Сойера. Затем автор серьёзно занялся темой социального неравенства и написал "принц и нищий". Дописывая ПиН (не путать с Достоевским), автор вернулся к Геку Финну но уже под совсем другим ракурсом - расовое неравенство. Поскольку конец ПиН и середину ГФ автор писал одновременно, то есть даже какие-то сюжетные и портретные сходства между героями.


Я сейчас дошел уже до конца "Принца и нищего" и часто ловил себя на сходстве некоторых моментов с "Геком Финном". Поэтому да, есть сходство сюжетных деталей. Например, и там и там деклассированный папаша бьёт главного героя и заставляет добывать деньги себе на пропой; а само случайное двойничество Тома Кенти напоминает притворство Гека и Тома Томом и Сидом на ферме Фелпсов. Но нет никакого сходства между персонажами двух романов. Такового сходства я не вижу.

Но для меня главное удивление – разнослойность, точнее, полная сюжетная "разностильность" трех частей "Гека Финна". Такая разностильность, механическое соединение трёх разных кусков, с точки зрения построения художественного произведения есть предпосылка неудачи. Но если у плохого автора разностильность выпирала бы наружу недостатком, то у Твена она компенсируется его талантом. Тем не менее, тем не менее…

И еще одна вещь, немного не по теме. Я не помню, были ли в "Геке Финне" логические неувязки (нагромождение нелепостей в истории с "подготовкой побега" Джима есть как раз признак буффонадного стиля третьей части, это принципиальные нелепости), но в "Принце и нищем" их немало. Пусть мелких, но всё-таки. Есть и психологические (на мой взгляд) неувязки. Всё это говорит о том, что "Принца и нищего" Твен слегка вымучивал, допускал неувязки и по лени, и, конечно, для того, чтобы сюжет был завлекательнее, необычнее. Впрочем, можно придумать без неувязок сколь угодно вычурный сюжет. Поэтому поставим Марку Твену на вид, но не будем забывать, что он – мировой классик, а мы бумагомараки.