Больше рецензий

10 мая 2013 г. 15:47

1K

3

Гарри Поттер по-русски и в юбке. Могут быть спойлеры.

Уже и не помню, когда и где впервые увидела эту книгу. Зато отлично помню, что первая мысль была такая: "О, опять бедного Гарри сделали девочкой?".

Гроттер, Котик, Проглоттер, Ларин, Гаттер, Хоттер - список куда больше, чем я могу сейчас привести. Теперь вот еще и Рудик. Читать из этих Гарри-клонов я могу только пародии, поэтому знакомиться с серьезными произведениями про несчастную сиротку Милу я не планировала. Тем более, что книжки эти были не слишком распространенные и достать их тяжело.

Но так совпало, что сначала я увидела пару прочувствованных рецензий на "Милу", а потом и электронка появилась. И я решила ознакомиться с первой книгой.

Видимо, зря. Потому что первое впечатление все-таки оказалось верным - в этой книжке нет ничего такого, что бы извинило в моих глазах ряд довольно серьезных заимствований из эпопеи Роулинг.

Сюжет прост и стандартен. Главная героиня живет с бабушкой, подвергается лишения и гонениям с ее стороны, а по достижении тринадцати лет и вовсе сплавляется в детский дом. Но тут, конечно, появляются маги/волшебники, Мила оказывается такой же и отправляется в магическое же учебное заведение, где ей предстоит найти друзей и поучаствовать в опасных приключениях.

Я понимаю, что книга - детская, но зачем настолько все утрировать? Дурсли просто ангелы по сравнению с родными Милы. Бабушка держит родную внучку на чердаке и почти не разговаривает с ней - ладно, с натяжкой, но верю. Но все эти истории с регулярно разыгрываемыми Степанычем несчастными случаями? Не перебор ли - взрослые люди так хотят избавиться от безобидной соплячки, что подпиливают канат в спортзале, суют ее под грузовик, катают на сломанных аттракционах или пытаются забыть в лесу? Странно, что злодеи не боятся неминуемого следствия, если их усилия увенчаются успехом - ведь все их планы на диво нелепы и неправдоподобны.

Объяснение же, зачем вообще волшебникам надо было подвергать Милу опасности и оставлять жить с такими родственниками, тоже очень своеобразное - девочка якобы только от ненавидящей ее бабки могла получить волшебную силу. При этом сама бабка этой силой не владеет, а служит только некой временной посудиной.

Ну, неужто нельзя было придумать обоснуй поизящней?

Ладно, спасли сиротку, отправили в Думгрот учиться - должно стать повеселей.

Но нет. Стало еще скучнее.

Говорящие имена преподов и учеников немыслимо раздражали. Если герой плохой - значит, фамилия его будет Лютов. Учит тайнописи - значит, он Чёрк и т.д. и т.п. Да, я в курсе, что у Роулинг тоже что-то подобное было в оригинале, но я читала в косом росмэновском переводе и была лишена этой радости. А место этому художественному приему, ИМХО, в книжках для читателя не старше пяти лет. Или в сатирическом произведении. А тут еще часть персонажей с нормальными именами, часть - с говорящими. Вообще, имена здесь - слабое место, я считаю. Эльфа вот Горангелем за что-то обозвали, хотя это слово у меня только с мазью от ревматизма ассоциировалось, а никак не с небесным красавцем и первой любовью героини.

Герои тут простые как палка и сооружены из картона.

Если Алюмина - плохая, то во всем - мучает свою жабу, тайно ест ночью, не слишком хороша внешне.

Белка, подружка ГГ, якобы, очень хорошая и правильная, но на самом деле это означает, что она громко жалеет всех и вся - от жабы до соучеников. У нее еще много братьев есть, в этой книге ее семья явно - аналог семьи Уизли.

Про Милу вообще сложно что-то сказать, хоть она и главная героиня. Разве что она зациклена почему-то на своем статусе бесплатной ученицы и полагает это ужасным позором. И хочет обрести свои корни, так сказать, поэтому мечтает, чтобы ее прабабка была точно такой же внешне. А еще у нее есть редкий дар, как и положено главной героине.

Уроков много, читать про них неинтересно. Магическая система - типично роулинговская, каждому своя волшебная палочка разной длины и материала, заклинания - дикая смесь обычных слов("Свет!") и латинизмов ("Аннексио", "Гидро Эгидос"). Факультеты наличествуют также, называются Дома, распределение происходит с помощью магического артефакта. Преподаватели тоже кальки с роулинговских - Лирохвост - самовлюбленный блондин, объект девичьих грез(Златоуст Локонс), Амальгамма - ненавидит ГГ и преподает алхимию(Снейп?), Орион с энтузиазмом знакомит учеников с драконовой собакой(плохие пострадают, привет, Хагрид!) - прототип легко находится и у остальных.

В конце появился было главный гад и стало подинамичней. Жаль, но гада ненадолго хватило, а вел он себя слишком шаблонно, долго рассказывал героине, что вот сегодня-то он ее точно убьет и посвящал ее в свои пафосные планы по завоеванию мира. Пока он распускал язык, Мила его превозмогла каким-то чудом рояльного типа.

Троллинбург, по словам немногочисленных прочитавших, должен впечатлить своей продуманностью. Пока не прониклась - декораций много, но как-то все мельком и сумбурно.

Итог: произведение даже не вторичное - уже третичное какое-то, взрослому читателю не рискну рекомендовать, среди детских циклов тоже много более удачных вещей.
Вторую книгу если и буду читать, то нескоро.