Больше рецензий

21 февраля 2022 г. 15:36

370

3

Завязка романа была многообещающей.

Самопровозглашенный Мефистофель - мистер Шайтана, решив впечатлить Эркюля Пуаро, организовал партию в бридж для восьми человек, четверо из которых по его убеждению убийцы.

Как объяснила автор, мистер Шайтана любил коллекционировать не только необычные вещи, но и «сенсации». Т.е. в качестве экспонатов иметь лучших из преступников - тех, кого не поймали. Делал это ради удовольствия. Подтруниванием и намеками о своей осведомленности, провоцировал людей на эмоции и наслаждался результатом.

Игра проходила в разных комнатах, за одним столом сидели положительные герои, «сыщики»: детектив Пуаро, писательница детективов Ариадна Оливер, суперинтендант Баттла и полковник Рейса (что интересно, все они персонажи других книг Кристи, сведенные вместе).

За другим столом - отрицательные, «убийцы»: майор Деспард, доктор Робертс, миссис Лоример и мисс Энн Мередит. За их игрой наблюдал Шайтана.

Сам он был не слишком умен, на что неоднократно указывали. Поэтому не понятно, как он узнал о том, что N-ное количество людей убийцы, при том, что даже Пуаро и ко было непросто во всем разобраться. И в чем смысл его осведомленности о чужих преступлениях, если до этого вечера Шайтана вроде как бездействовал. Конечный замысел этой затеи, к сожалению, не раскрыт, но явно такой самонадеянный человек не рассчитывал, что его убьют.

В итоге, заигрывания с хищниками в человеческом обличии сыграли с ним злую шутку и обернулись его смертью. Теперь четверке сыщиков предстоит поймать преступника, а единственный способ раскрыть текущее преступление, ввиду отсутствия улик - это узнать, что за преступления были совершены этими людьми в прошлом. (Основное действие ляжет на плечи Пуаро и Баттла).

Крутая завязка и неожиданная (для меня) концовка не компенсировали местами скучноватый процесс расследования и нагромождение несколько однообразных допросов один за одним.

Само расследование прошло ровно без приключений. Оно сосредоточено исключительно на опросе подозреваемых и сборе данных. Иногда я путалась в хитросплетениях умозаключений детективов и подробностях показаний свидетелей и подозреваемых.

Интересно было замечать отсылки Агаты на саму себя, другие литературные произведения или подсказки, например в названии песен. Может, подсказок и было больше, но я не умею играть в бридж и, возможно, я их не заметила.

Также возможно, если бы я умела играть, мне было бы интереснее и местами понятнее. Но в связи с этим возникают вопросы: Кристи писала детектив для любителей бриджа или это мои проблемы, что правил не знаю? А может и не обязательно их знать, ведь была важна манера игры и характер игрока, а не сама игра?

В какой-то момент стало интересно, сколько зарабатывал ранее Пуаро, т.к. для расследования этого дела его не нанимали, но он имеет возможность оплатить чужое такси или купить 19 пар чулок (как я поняла не дешевых) для раскрытия дела.

Что понравилось в классическом детективе, так это что в нем не было акцента на насилии и изощренной жестокости преступлений, физиологических подробностей, всевозможных страданий и т.д. как, зачастую, в современных. А я от этого уже устала.

По итогу считаю книгу неплохой, но предполагаю, что Агата Кристи не мой автор.