Больше рецензий

Lika_Veresk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 февраля 2022 г. 22:29

2K

3.5 «Со всей России сорвало крышу…»

Книга, прочитанная мной со второй попытки. В прошлый раз как-то не пошло далее середины первой части. Видимо, время не пришло. Сейчас читать было значительно интереснее. И всё же неясно, как во всех этих сложнейших хитросплетениях человеческих судеб, исторических событий и библейских реминисценций должны разобраться современные школьники – ведь роман включен в программу 11 класса и кодификатор ЕГЭ по литературе.

Это роман о судьбе поколения, чья юность и молодость пришлись на грозные годы двух революций и гражданской войны. Из безмятежной, размеренной жизни эти люди вступили в полосу бедствий, крови, боли, безумства, одичания. «Человеческие законы цивилизации кончились. В силе были звериные». Не случайно, находясь в партизанском отряде, главные герой диагностирует распространение душевных заболеваний, вызванных «историческими особенностями эпохи».

Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали.

Юрий Живаго – из тех тонко организованных и остро чувствующих поэтических натур, по которым социальные потрясения проезжают неумолимым катком в первую очередь. Оттого ему так тяжело даётся жизнь в эту пору, оттого так невыносима вся эта «кровавая колошматина и человекоубоина». Но уклониться от схватки не получается. В это страшное время он много размышляет, пишет удивительные стихи. Но всё же как нелогичны и порой эгоистичны его поступки! Любить одну женщину, а жениться на другой. Бросить в трудное время Марину с дочерями (одна из которых – грудная), чтобы предаваться поисками себя! Да, он переслал им деньги, но ведь не только в деньгах состоит помощь мужчины в этот сложный для любой семьи период.

Интересна история Лары, но сама она показалась очень странной. Ее отроческие годы омрачены связью с немолодым сластолюбцем, по факту – развратителем. Но ведь Лара, с детства мечтающая о чистоте, – не младенец, понимала, на что соглашалась, не сопротивлялась этим двусмысленным и разрушающим отношениям. Вот зачем ей это всё? Утвердиться в своих женских чарах и власти над мужчиной? Доказать самой себе, что уже взрослая? Льстит внимание зрелого человека? Но ведь эти отношения для нее унизительны и в восприятии ею связи с Комаровским – какая-то адская смесь из удовольствия, гордости, стыда, страха, ненависти, тщеславия и отвращения. Позже, объясняя ситуацию Юрию, она представит себя жертвой. Адвокат Комаровский – «породистое животное», растлитель, потакающий своим низменным страстям, изощренно манипулирующий неопытной девушкой. Вообще вся эта ситуация напомнила «Лёгкое дыхание» И. Бунина, но еще больше – героев Достоевского, однако у Пастернака иная аранжировка.

Очень тронул эпизод, в котором Живаго, невольный участник боя с белыми на стороне партизан, находит и на теле убитого телефониста, и на теле его врага в ладанке фрагмент 90 псалма, якобы спасающего от смерти на войне. Пастернак подчеркивает: оба – русские люди, которых врагами сделали обстоятельства революционного времени и гражданской войны. Вспомнился М. Волошин: «Молюсь за тех и за других…».

От романа осталось ощущение недосказанности, обрыва ряда ниточек, протянутых автором, но так и не завязавшихся в узелки. Повествование подобно лоскутному одеялу, где «наживую» «сшиты» вместе разрозненные истории массы персонажей, как главных, так и второстепенных. Вот рассказ о судьбе Васи Брыкина, вот – о Терешке Галузине, вот история сестер Тунцовых, вот эпизод с Памфилом Палых, убившим своих родных, вот описание семьи Микулицына… Но всё это пёстрое полотно как-то не связывается воедино, распадается на отдельные составляющие. Сразу становится понятно, что писал роман поэт, не прозаик))

В романе множество неожиданных пересечений жизней героев. Однако эта цепь совпадений выглядит несколько искусственной и нарочитой. Но, с другой стороны, словно судьба постоянно сводит Юрия Живаго и Лару, Юсуфа, Олю Дёмину, Антипова-Стрельникова, посылает Евграфа спасти голодающего доктора, тяжело переносящего сыпной тиф, и его семью.

В ткань романа вплетены мысли автора о жизни, красоте, творчестве. Очень много строк, красивых, тонких, посвящено природе. Стихи Ю. Живаго в конце романа прекрасны, как и язык и стиль всего романа. Да, очень чувствуется, что он написан поэтом.

Прочитано для «Покорителей вершин» в группе «Читаем классику вместе!».

Комментарии


Интересная рецензия, спасибо.
Мне кажется, что незнание дореволюционных настроений народа мешает нам правильно понимать происходящее в революцию.

оба – русские люди, которых врагами сделали обстоятельства революционного времени и гражданской войны

не революция сделала их врагами, они давно уже были по разные части баррикад,поэтому произошла революция. Просто большая часть литературы и особенно та, что является популярной классикой, написана представителями той части российского народа,которая хорошо жила и не видела смысла ничего менять. Отсюда непонимание. Чтобы понять, надо больше узнавать жизнь бедных людей, увидеть их чаяния, почему они решились на переворот, о чем мечтали и за что сражались


Галя, спасибо, что прочитали и поделились своим вИдением ситуации.