Больше рецензий

19 февраля 2022 г. 22:57

419

4.5

Однозначно ставлю высокую оценку, потому что, наконец, нашла созвучное моему отношение к этому человеку. Итак - великий универсальный гений: художник, архитектор, инженер, изобретатель и прочее, прочее. А что реально оставил человечеству этот гений?
Я пристрастна, потому что свое восхищение отдаю Микеланджело. Божественный Микеланджело, здесь не к месту перечислять его творения, но одна Пьета, та, что в соборе св.Петра в Риме, потрясает. И он ее сотворил, когда ему было всего лишь 24 года… А они работали практически в одно время. Обида за Микеланджело во мне говорит? В общем, хочется разобраться в своем отношении к Леонардо да Винчи, и эта книга мне помогла.

«Воистину, не таинственно ли то, что самый знаменитый в мире художник оставил человечеству лишь с дюжину картин, к тому же незавершенных или измененных… Самый великий в истории человечества скульптор не оставил потомкам ни одного свидетельства своего гения… То же можно сказать и в отношении Леонардо как архитектора или военного инженера, похвалявшегося тем, что он сконструировал множество технических средств, с помощью которых можно выиграть любую войну».

Все его мечты и проекты из записных книжек так и остались мертвой буквой. Ни одна из спроектированных Леонардо машин не была сконструирована. Нет даже сведений о том, что предпринимались попытки реализации его идей. Они так и остались химерическими проектами, ни одна из его разработок так и не была доведена до конца.

«Так что же дал миру этот знаменитый Леонардо да Винчи? Двенадцать или тринадцать картин, отдельные из которых остались незавершенными или были повреждены, а также две фрески, не дошедшие до нас в своем первоначальном виде. Величайший на земле философ, как его аттестовал Франциск I, не оставил после себя ни единого трактата, не сумел завершить ни одного из своих трудов, которые он мечтал опубликовать».

Начнем с живописи? Его «Мадонна Литта» прекрасна. Но сколько прекрасных картин, посвященных матери Христа, оставил Рафаэль Санти! Без сомнения Рафаэль изучал сфумато - технику живописи Леонардо. В этой технике написана знаменитая Джоконда.
Кстати (это уже из других источников), но до 1911 года портрет Моны Лизы был почти не интересен широкой публике, посетители Лувра проходили мимо нее без особенного внимания. Ее изучали художники и искусствоведы, в Лувре она скромно висела среди двух Мадонн возрождения. Самой знаменитой картиной 20-го века «Джоконда» стала после того, как ее украли.
Вместе с автором книги я прошлась по истории «Тайной Вечери», которую Леонардо писал для монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане. Техника фрески, требующая быстрой работы по свеженанесенному слою штукатурки – это не для Леонардо. Он работает по настроению, неспешно и потому решил использовать технику темперы, поскольку клеевая краска сохнет не так быстро, как фреска. Это было революционно (как все у него!) - наложение темперы, смешанной с маслом, на слой сухой штукатурки. И что в итоге? Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы. Многострадальная фреска претерпела множество реставраций за века и, наконец, в конце 20 века была восстановлена, но специалисты задаются вопросом – а что там осталось от Леонардо?
А вот еще одна неудавшаяся работа - «Битва при Ангиари». Это должна была быть грандиозная фреска и картоны для нее были готовы. Благодаря копиям с этих картонов и осталась какая-то память о ней. Но дальше опять начались эксперименты со смесями, которые закончились тем, что штукатурка просто стекала со стены. И Леонардо утратил всякий интерес к своему очередному шедевру, покинул Флоренцию и отправился заниматься изобретением… крыльев для человека.
А вот миланский период его жизни, там Леонардо занимался организацией придворных праздников. И тут проявилась сполна особенность его натуры, жизнерадостной, щедро наделенной талантом создавать вокруг себя обстановку праздника. Фантазии, инженерные придумки - успех был настолько ошеломительным, что организация придворных праздников стала специальностью Леонардо — на всю его оставшуюся жизнь. Человек, стремившийся все постичь, проникнуть во все тайны, все воспроизвести и перестроить, не находил себе лучшего применения, чем развлекать праздную публику своим талантом декоратора и инсценировщика, хуже того — фокусника-иллюзиониста. Он предлагал проекты городов, а ему заказывали сценические костюмы.
Так кто таков Леонардо да Винчи? Человек, щедро наделенный от природы талантами, человек с неуемной жаждой знаний. Первейшим из его творений была его собственная жизнь, совершенно исключительная, вне всяких сомнений. Этот денди XV века в совершенстве владел искусством подать себя, всем своим видом подчеркнуть собственную исключительность. Впрочем, его репутации сильно вредило присущее ему непостоянство. Получив хороший заказ, он с энтузиазмом принимался за дело, а потом вдруг бросал начатое. Что это: разочарование или пресыщение? Создается впечатление, что он полностью выкладывался на начальной стадии работы, чтобы потом избежать разочарования конечным результатом.
Но несмотря ни на что, Леонардо да Винчи – олицетворение Ренессанса.
И в заключение: объектом почитания сейчас является не реально существовавший человек, а легенда о нем.