Больше рецензий

peggotty

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 мая 2013 г. 19:26

310

5

ТА-ДА-ДА-ДАМ.
Узнали музыку?
Отлично, значит, слух у вас есть. Хватит, в любом случае, чтобы прочесть "Окончательную и (не)полную историю классической музыки". Она, кстати, совершенно не полная. Каких-то триста страниц и пять тысяч лет. И четыре страницы на Моцарта. До того, как ему исполнилось семь и он засобирался на пенсию.
Не говоря уже о Вагнере. О нем будет больше четырех страниц. Но, знаете ли, в том возрасте, когда Вагнер начал писать великую музыку, Моцарт уже умер.
Ну и потому что Фрай просто любит Вагнера.
Ок?
Рада, что мы это выяснили. Можем двигаться дальше.
Впрочем, вот еще что - пока мы не рванули к египетским прото-лирам и чему-нибудь древнегреческому - эта книга не написана Стивеном Фраем. Она за ним записана. Тим Лигоро неплохой стенографист, но, предупреждаю, несколько шуток вы, скажем так, не опознаете. Они не прямо плохие - на них просто штаны сидят как на Серже Дягилеве, а штаны, как мы помним, не самая важная часть Сержа.
Вот теперь мы все точно выяснили.
Гора с плеч.

Несмотря на то, что технически это не совсем Фрай, духовно книга за версту отдает нестарым, но чрезвычайно дорогим Стивеном. Во-первых, потому что это все-таки сделано на основе его цикла передач для Classic FM. Ну и во-вторых, потому что сюда явно не заглядывал никто с тяжелым музыкальным образованием, а, значит, в тексте осталось много Фрая и мало википедии. Для первичного разговора о музыке - самое то. В противном случае книга бы осталась во многом непрочитанной. Представляю себе разговор, допустим, автора и просто специалиста по музыке.
Автор:
- Здравствуйте.
Специалист:
- Симфония!
Автор:
- Очень приятно.
Специалист:
- Вы не объяснили, что такое симфония! Почему она обязательно должна быть четырехчастной! Об этом ни слова! Катастрофа. Провал. Ля-минор. Ни слова об оратории, зато есть две шутки о детях Баха. Вы пошутили обо всех родственниках Баха вообще-то. Но не объяснили читателю, что такое увертюра.
Автор:
- Это смешно?
Специалист:
- ЭТО НЕ СМЕШНО. А СЮИТА?
Автор:
- Мммм... Саёнара.

Во всем заглавии нам важнее всего спрятавшаяся в скобках приставка (не) - она отвечает за полное отсутствие в книге всего, что по мнению Фрая читать может сам нагуглить в чьей-нибудь ученой голове. "(Не)полная и окончательная история классической музыки" - это, скорее, сборник приятных анекдотов, нанизанных на лично-фраевское восприятие музыки. Поэтому из книги мы узнаем о том, куда бежал Берлиоз в костюме горничной, о Вагнере - еще больше, а вот, допустим, о Шимановском - что он умер. (В любом случае, забыли о нем все еще раньше).

Прибавьте к этому периодические появления Гайдна, который долго не умирал, множества ранних романтиков, средних романтиков, заядлых романтиков, припозднившихся романтиков и головы чайковского. Прибавьте сюда всё, что имеет хоть какой-то отношение к музыке, включая "Болеро" Равеля и глухоту Бетховена. (Бетховен? Ты что-то хотел возразить? Не слышу! Ха-ха, отличная шутка, кстати). В общем, прибавьте сюда всё, что мог бы вам сказать Стивен Фрай, если бы вы спросили у него, как пройти в консерваторию.

Разумеется, это прекрасная книга - без тактов, скерцо и симфонических пояснений. Это очень личный рассказ о любви к музыке. (К Вагнеру!) И рассказ настолько хороший, что одних описаний вполне достаточно для того, чтобы захотеть все это услышать. Прямо немедленно.
Даже Берлиоза, в конце-то концов.
Потому что Фрай хорошо звучит и в записи.
Вот. Рада, что сказала это вслух.
Между нами больше нет никаких тайн.
Слышал, Бетховен?

Оригинал записи в LJ