Больше рецензий

rhanigusto

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 мая 2013 г. 12:42

773

5

...завязка...

...единственных неоспоримых и не подлежащих сомнению литературных достоинств у писателя Питера Ф. Гамильтона два. Первое состоит в том, что он великолепный демиург. В миры, созданные силой его воображения не просто можно поверить. Осознание их реальности и погружение во вселенную «Пришествия Ночи» хоть сколько-нибудь значимо оказываются не в силах скрыть даже все очевидные огрехи и откровенные промахи русского перевода. Иные события эпопеи происходят, казалось бы, и вовсе без участия читателя. А ещё Гамильтон бесконечный лицедей. С иллюзорной лёгкостью настоящего мастерства создающий быстрыми, небрежными штрихами практически бесконечное множество уникальных персонажей. У каждого из которых не просто свой типаж, образ или характер. У них своя психология. История жизни, если угодно. Влейтесь в этот поток, и сотворённые пером автора герои, сойдя с последней страницы, не на час и день поселятся в ваших размышлениях. Вообще Гамильтон, на мой взгляд, один из самых скрупулезных педантов в современной научной фантастике. Как в целом, так и в поджанре космооперы в частности. Он уделяет в своих книгах огромное, если не сказать чрезмерное, внимание деталям. И тут как раз таки кроется та самая дьявольская дихотомия. Если мир «Пришествия Ночи» сподобился вас увлечь – эти подробности станут попросту манной небесной. Любую можно смаковать не единожды. А вот в случае равнодушия, или неприятия, мелкие уточнения на каждом шагу и в каждом абзаце станут подобны назойливому болотному гнусу, поминутно сбивая с ритма и норовящему то и дело влезть за шиворот...

...вторая половина «Дисфункции реальности» в каком-то смысле продолжает следовать инициаторскому стилю «Увертюры». Но теперь фигуры расставлены. Главные действующие лица определены. Спираль интриги с хитрым поскрипыванием начинает разворачивать дрожащие от напряжения сюжетные витки. И смазанными контурами проступает грядущее противостояние двух главных героев трилогии. Только не стоит думать, что «Угроза» какая-то неполноценная книга-предисловие. Написанная, дабы зарождение главных событий не осталась за скобками авторского воображения. Напомню – мы имеем дело с романом Питера Гамильтона. И если я и слукавил в начале данного текста, приуменьшив сознательно количество авторских благодетелей, то имея в том лишь цель не создать ощущение излишней моей к нему расположенности. Гамильтон, помимо прочего, обладает интуитивным, почти инстинктивным и, разве что не мистическим талантом развития литературной интриги. Он совершенно точно знает где, когда и как сильно натянуть или ослабить нити рассказываемой истории для максимального вовлечения в нее читателя. Под этой обложкой, спрессованный в шесть сотен страниц печатного текста, скрывается блестящий образец настоящей научно-фантастической беллетристики. В самом положительном значении этого легкомысленного слова. Тут есть головокружительные погони и космические сражения. Шпионские игры и любовные интриги. Примеры отважного героизма и осознанного самопожертвования. В общем – всё то, за что мы так любим космическую оперу...

P.S. ...чтение аннотаций и ремарок издательской переводколлегии к «Пришествию Ночи» это безусловная и насильственная визуализация в сознании канонической битвы беспощадного с бесполезным. Нет, я откровенно отказываюсь верить в то, что им за ЭТО ещё и проплачивали. И если пресная мешанина предисловия хоть как-то щадит читательское восприятие, то аннотация точно составлялась былинными, лютыми диверсантами. Заброшенными в издательство во времена активной борьбы с железным занавесом, макдональдсом и кроссовками адидас...

P.P.S. ...рецензия написана в рамках одиннадцатого тура «Спаси книгу-напиши рецензию!»...

П. Гамильтон "Дисфункция реальности. Угроза"