Больше рецензий

Seducia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 апреля 2013 г. 14:44

19

4

Такое ощущение бывает, когда поднимаешься на давно забытый, заколоченный чердак. Сюда уже давно никто не заходил, и лучше бы не заходил никогда: дело не в толстом слое пыли, не в липкой паутине, но в содержимом картонных коробок и деревянных ящиков с прошлым. Будто бы находишь старые тетради с выцветшими чернилами, и понимаешь, что в них писал психопат. И все в тебе протестует против написанного, но руки как приросли к треклятой бумаге. Не остановишься, пока не дочитаешь до конца.

Джоанн Харрис всегда удается потрясающе воссоздавать атмосферу происходящего, какой бы она не была – даже такой отвратительной. В «Мальчике с голубыми глазами» и герои, и читатель дышат затхлым воздухом, в котором запах чистящих средств смешался с запахом гнили. Догадываетесь, как быстро в такой среде распространяется болезнь? Здесь все больны: и главный герой, и двое его братьев, и их мать (возможно, самая ненормальная из всех), и девушка-голем Альбертина, и даже соседи. Все. До единого. Мечта психиатра, да только действительно нужно быть психиатром, чтобы совладать со всем этим.

Вся книга – пример эдакого современного эпистолярного жанра. Мы узнаем о героях из блог-постов; но это одновременно изюминка и ловушка. В конце концов, каждый пишет лишь то, что сочтет нужным. А если помнить, что блоггер с ником blueeyedboy (который давно вышел из возраста boy) использует интернет-площадку для игры со своими читателями, впору действительно насторожиться.
Хотя насторожиться стоило с самого начало – с самого первого убийства. Мальчик с голубыми глазами утверждает, что все его хитроумные сценарии смерти лишь плод воображения напополам с литературной терапией. И вопрос не в том, говорит ли он правду. Вопрос в том, кто на самом деле убийца.

В этом нельзя быть уверенным, потому что персонажи Харрис – совсем не то, чем кажутся. Под конец романа они оказываются зеркальными отражениями друг друга, вытаскивают тузы из рукавов, растворяются в тумане или, наоборот, неожиданно обретают очертания. Это одновременно и достоинство, и недостаток книги. В «Джентльменах и игроках» такой зеркальный лабиринт был куда проще и изящней; в «Мальчике с голубыми глазами» интрига местами плетется ради самой интриги. Из-за этого произведение получается неоправданно затянутым, а, чем дольше тянется резина, тем сильнее читательское раздражение.

Но «Мальчику с голубыми глазами» хочется сказать скорее да, чем нет. Не только благодаря мастерски возведенному зданию патологий, но и благодаря упоминаниям о школе Сент-Освальдс (привет, «Джентльмены и игроки») и одной из любимых тем литературы и кино: проживание чужих жизней.

И просто потому что голубоглазым тяжело говорить «Нет».

PS: в книге очень много упоминаний музыки, и большую часть из нее я собрала в отдельный плейлист здесь.