Больше рецензий

4 февраля 2022 г. 11:26

352

4.5 «Можешь злиться на судьбу целую жизнь, если хочешь. Но она у тебя есть, эта целая жизнь впереди. А у меня — я не знаю, что у меня есть». (с)

⠀⠀⠀Эту книгу я встречала еще давно, когда еще только выходила, но почему-то руки не доходили. Так что «Новогодний флешмоб-2022» подталкивает к интересной литературе. Хотя к книгам про подростков я стала с осторожностью подходить, столько спорного есть сейчас. На самом деле, я несколько раз подумала перед тем, как начинать эту книгу сейчас. За неделю, наверное, два раза начинала. Сейчас самое неподходящее для меня время, когда любое плохое или грустное событие (даже книжное) может стать триггером. Но, почитав общие отзывы и рецензии, я все же решила прочитать. И я боялась, что книга будет тяжелой из-за представленной темы. Иногда было действительно тяжело, так как читать про рак — дело непростое для каждого, кто хоть чуть-чуть сталкивался с этим (сам, друзья или близкие). Несмотря на вымышленные события и некоторую сказочность (в хорошем смысле), книга очень понравилась подаренной надеждой в самом конце. Такую надежду, которая становится реальной. Хочется верить и надеяться на лучшее, даже когда происходит что-то плохое. Есть один спорный момент для меня в этой книге, но обо всем по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀В центре сюжета судьбы двух подростков — Зака и Мии, которые оказались в одной больнице. Альбомы Леди Гаги, оказывается, могут объединять и сближать людей. Зак уже привык и смирился со своей нелегкой участью, но при этом не перестает играть роль «весельчака» для своей семьи. А девушке придется привыкнуть и принять ту ситуацию, которая сложилась у нее. Две разные судьбы с такими разными на первый взгляд проблемами и страхами. История о двух подростках, которые так или иначе пытаются помочь друг другу и поддерживать в сложных ситуациях. Это история о том, как можно поддерживать друг друга, даже когда не осталось никакой надежды, и как можно понимать друг друга даже без слов.
⠀⠀⠀Повествование ведется от лица двух фокальных персонажей — Зака и Мии. Это позволяет нам, читателям, понять каждого персонажа в отдельности и их проблемы, ведь они настолько разные. Мое описание сюжета не настолько крутое, как в аннотации книги: вы только посмотрите на это использование обращений и первого лица — разве это не прекрасно для такой книги? Правда, это привлекает. Когда мне посоветовали книгу, я не особо обратила внимания на обложку (она отвлеченная, хоть и содержит один из важных элементов сюжета), но вот аннотация — моя остановочка. Интересно, драматично, эмоционально. Если быть честной, я часто избегаю книги про подростков, которые посвящены их проблемам, особенно в плане здоровья. Не так-то легко пропускать книги через себя, а чаще всего так и бывает. Но тут случилась искра, буря, безумие в легком виде.
⠀⠀⠀Я бы не сказала, что Мия и Зак — гениальнейшие персонажи в плане проработанности и развития. Но они приятные, даже живые. Их взаимодействие кажется комфортным. Нет странной ненависти, которая переходит в дружбу или любовь (видимо, я все больше и больше отхожу от такой концепции как основы отношений). Если так посмотреть, с самого начала Зак считал ее прекрасной. Ну, это же мило, не так ли? Если оценивать Зака, то он кажется взрослым не по годам, уравновешенным и адекватным. Некоторые его мысли, конечно настораживали (например, постоянные мысли про Эмму Уотсон). Или как он оценивает пациентов и соседей по прогнозам и статистике. Но его фатализм во многом определял его личность: «Моей смелости тут нет: я ничего не выбирал сам. Говорят: он борется с раком, но я не подписывался на эту битву. Лейкемия подписала меня». И это делает его более серьезным и глубоким персонажем. Так и с Мией. Казалось бы, легкое повествование с тонной шуток и типичных подростковых проблем, но на деле тут есть серьезные мысли и тревожные моменты. Это классное сочетание.
«Мама спит рядом со мной уже тридцать вторую ночь подряд, похрапывая. Как бы они ни действовала мне сейчас на нервы, я не могу допустить, чтобы это было зря. Ей нужно, чтобы я прорвался».
⠀⠀⠀У них совершенно разные судьбы: у Зака шансы малы, а у Мии — выше. Разные диагнозы и разные подходы. Но их объединяет больница и соседние комнаты, а через стену они могли перестукиваться — так и началось их знакомство. А Леди Гага помогла сблизиться — чудеса, да и только! Эти две судьбы — как две разные точки на ситуацию. Конечно, бывают и другие, но все же реакции Зака и Мии — самые показательные: принятие своей судьбы и отрицание с депрессией. И эти точки зрения постоянно пересекались, дополняли друг друга, делали сюжет более полным. Что самое главное, персонажи часто менялись местами: вспомним сцену с Заком и Мией в самом конце. И вспомним Зака, который не хотел тащить еще и Мию. Какой тяжелый путь проходят персонажи, осознавая все проблемы, все риски, все страхи. Возможно, из-за акцента на двух подростков как фокальных персонажей, мы все же теряем из виду второстепенных — родителей, которые тоже переживают эту ситуацию вместе со своими детьми. Мать Зака показана, можно сказать, полностью. Но вот мать Мии мы все же узнаем в интерпретации ее дочери (ближе к концу все же мы видим другую сторону).
⠀⠀⠀Кроме того, в книге, как я поняла, нет четкого ответа — романтические ли это отношения, но я бы назвала это точно «amitié romantique». И сделано это круто. Сначала их дружба казалась неравноценной. Чего стоит Мия с ее первыми мотивами. Но мы видим развитие их отношений — от интереса к двусторонней дружбе; к дружбе, которая помогает держаться наплаву; к той дружбе, когда ты готов использовать так называемую ложь во спасение. Спорный ход, но в рамках этого сюжета это казалось необходимым. Не люблю ставить себя на место персонажей и говорить, как бы я поступила, но если это представить это, то я бы так и поступила. Ради друга/подруги, которая может сорваться в любую минуту.
«То, что я чувствую – это не ужас. Ужас куда понятнее: это тяжеленный якорь в твоем животе. Ужас испытываешь, когда теряешь волосы, или вылетаешь из школы, или просыпаешься без ноги. Ужас – тяжеленный и приковывает к месту».
⠀⠀⠀Стоит отдельно остановиться на юморе и шутках. Обычно такое обилие шуток проще воспринимать в кино, а именно типичных комедиях. Но здесь, как мне кажется, юмор — важный инструмент авторки, потому что без него эта история не была бы одновременно легкой и тяжелой. Словно книга один большой оксюморон. Приведу ряд смешных моментов, которые на самом деле очень серьезные: (1) «И тут до меня доход. У новой соседки Гага головного мозга. Это же надо — чтоб одновременно и рак, и плохой вкус»; (2) «Костный мозг поступил от какого-то немца […]. Вроде, меня пока не тянет на колбаски и пиво»; (3) «Как насчет партии в «Колл оф Дьюти», мам? Только если ты готов умереть! — восклицает мама и тут же спохватывается». И так далее. Они могут казаться и смешными, и неловкими, и серьезными. И все одновременно. Не знаю почему, но такое привлекает, особенно в этой книге. Поэтому можно сказать, что стиль и слог авторки изумительны: легко, просто, с юмором, но с уместными размышлениями и тяжелыми моментами, грамотное сочетание, умелое воспроизведение подростковых мыслей и так далее.
⠀⠀⠀Интересным, но пугающим элементом книги является использование статистики заболеваний, исключений и смертей от рака. Это показано на примере Зака, который постоянно оперирует ею для облегчения или напряжения. Для меня это скорее второе, потому что этот элемент вызывает тревожность. Или, например, как Зак постоянно следит за различными историями раковых больных: смотрит видео, читает истории. Это реально тревожно читать, потому что осознаешь, что даже в чудесной и вымышленной истории бывают реальные факты. Я бы не назвала это попыткой в мир с розовыми очками, просто вымышленная история, приправленная реальностью. В то же время милым дополнением к сюжету является присутствие альпак. Так как Зак живет на ферме, да еще в Австралии, тут еще есть и кенгуру. Я, конечно, очень люблю кошек да собак, но все-таки альпак и кенгуру не так часто встретишь в книгах.
«Я знаю о смерти все. Знаю, что в Австралии каждые три минуты и сорок секунд умирает человек. Знаю, что завтра 42 австралийца умрут из-за курения, примерно 4 умрут в ДТП и примерно 6 покончат с собой. А на будущей неделе 846 человек умрут от онкологии: 156 – от рака легких, 56 – от рака груди, 30 – от меланомы, 25 – от опухолей мозга вроде той, что у Сэма. 34 человека умрут от лейкемии, которая у меня».
⠀⠀⠀Единственным (существенным) минусом этой книги я бы назвала резкий переход (второй таймскип). Я не сразу поняла, что произошло в сцене, когда герои вернулись в Перт. Будто незаконченная сцена между Мией и Заком, ну и Ниной. Пришлось перечитывать, чтобы понять этот маневр.
⠀⠀⠀В одной из статей писали, что авторка не планировала писать конкретно о подростках в сложной ситуации из-за рака. Ее знание и понимание проблемы основывается на опыте учительницы, которая часто работала с такими пациентами. И такое чувство, будто она смогла передать несколько вариантов настроения и реакции через истории Мии и Зака. Но словам авторки, тут две основные темы — любовь и изоляция. Как иронично это читать в 2022 году, когда от изоляции хочется на стенку лезть, совсем как главные герои. И действительно эти темы прослеживаются в этой книге. Если рассматривать две ключевые проблемы — любовь и изоляция, можно отметить, что Зак — скорее про изоляцию и некоторый фатализм, а Мия — про принятие себя и любовь. Особенно сильно у нее это проявляется при выяснении отношения с парнем и матерью. К ним можно добавить темы дружбы и принятия проблемы родителями. Но все же проблема рака проходит красной нитью через весь сюжет. Мне кажется, эта проблема очень серьезная в плане интеграции в художественной литературе, потому что легко перейти грань — идеального мира и суровой реальности. Есть, конечно, середина, но думаю, для всех она тоже разная. И вот в случае этой книги и этой истории возникло ощущение сказочности, прекрасного чуда, мгновения, которое и может произойти в нашем мире, а может и не произойти. Я не отношу это к минусам книги, потому что порой в сказки хочется верить, а когда это прекрасные сказки — тем более. К примеру, книгу «Элеонор Олифант в полном порядке» сложно воспринимать серьезно из-за наличия погрешностей и резкого изменения (и все же, там не болезнь). А эта чудесная история закончена на нужной ноте. Она дарит чувство надежды, которое может прекратиться (а может и нет). Вспомним статистику, которую использует Зак. По крайней мере, я так воспринимаю финал книги. Надежда есть, и в нее хочется верить. И есть чудеса, но история показывает, что все же опасность всегда есть.
⠀⠀⠀Сильные стороны (плюсы): авторские стиль и слог (ну и перевод хороший, иногда я все-таки сравниваю оригинал и перевод); симбиоз философии, фатализма и юмора (словно оксюморон); главные темы сюжета (дружба, изоляция от общества, любовь, принятие себя и так далее); элементы статистики и размышлений Зака о реальных фактах (тяжело воспринимается, но это так необходимо в этой книге); персонажи как возможность показать разные точки зрения на рак; конечно же, альпаки и кенгуру! Моменты, вызывающие сомнения (не плюсы и не минусы): слабое раскрытие матери Мии и остальных родственников Зака (кроме мамы и Бекки). Слабые стороны (минусы): резкий переход / таймскип.
Выводы:
⠀⠀⠀Удивительно светлая, по-своему тяжелая и философская история Зака и Мии может тронуть до глубины души. Тут нет невероятных поворотов, которые шокируют читателя, но тут есть словно реальная жизнь и обычные подростки со своими проблемами. Возможно, в любой другой момент я могла бы оценить эту книгу намного хуже, потому что я чаще всего избегаю идеализации и сказочности. Но здесь, в этой книге, сказочность не ощущается как основа всей истории или как минус задумки авторки. Наверное, мы видим чудо в этой истории (хотя можно ли это вообще назвать чудом?), но все же здесь главнее не рак. Акцент скорее на дружбе/любви, жертвенности, самоотдаче, принятии себя и прочем. Возможно, эта история воспринимается иначе. Заметьте сколько вводных слов с вероятностью и сомнением, и неудивительно, потому что сложно дать точный ответ в истории Зака и Мии. Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Да и еще раз да. Не так часто хочется советовать именно подростковые книги, но тут реальное исключение. Подростковая литература — опасная смесь всего сегодня, но эта история прекрасна. Она стала словно лучиком надежды и нечто приятного для меня в тот момент, когда было действительно плохо. За что я и благодарна книге, и поэтому хочется рекомендовать ее. P.S. Насколько я знаю, есть сериал (2 сезона), насколько близко он отражает атмосферу книги (даже не сюжет).

Прочитано в рамках «Новогоднего флешмоба-2022». Спасибо за совет Selinta !

Комментарии


Какая замечательная развернутая рецензия!

Я рада, что книга  попала в нужный жизненный момент.  Для меня книга стала неким личным откровением, я переосмыслила свое отношение к проблемам со здоровьем. Особенно впечатлили  статистические выкладки Зака.

Несколько дней мысленно возвращалась к книге и пыталась представить, как сложилась жизнь Зака и Мии.


Спасибо вам большое! Полностью согласна, статистика — супер. И по поводу судьбы Зака и Мии — тоже интересно.