Больше рецензий

24 апреля 2013 г. 14:39

183

5

Прекрасная, просто прекрасная книга. Совершенно непонятно, почему я первая пишу на нее рецензию.
Итак, речь идет об экспортном секторе китайской экономики. То есть самом крупном секторе, который, собственно, является главной статьей дохода всей страны. Сейчас очень многие предприниматели из разных частей света стремятся производить свои товары в Китае, ибо дешево и выгодно. На первый взгляд.
Можете вы себе представить ситуацию, когда вы, скажем, в ресторане заказываете рыбу, а вам приносят мясо. Это приятный на вид ресторан с очень вежливым персоналом и на удивление умеренными ценами. Это не ошибка. Просто, по мнению ресторана, мясо вкуснее. Ну, то есть, на самом деле, ресторану плевать, что вкуснее, мясо или рыба, просто мясные блюда надо загнать, всем только рыбу подавай, а мясо куда мы денем? В общем, никакой проблемы тут нет, мясо тоже вкусное. Да, может быть, оно и стоит чуточку дороже, но это же не проблема, правда? Гости могут встать и уйти, но, во-первых, зачем же портить себе вечер из-за какого-то маленького происшествия? А во-вторых, ресторану все равно придется заплатить даже за то блюдо, которое вы не заказывали. Потому что он в добрых отношениях с местной полицией. Ну или не в добрых. В любом случае, те или иные затруднения возникнут. Так что ешьте мясо и платите за мясо, забудьте о том, что вы заказывали рыбу. А под конец вам в счет попытаются впаять плату за то, что вы вообще не заказывали. Если поймать ресторан за руку на этом явном обмане, ну ладно, так и быть, вычтем эти блюда из счета, всего делов-то. Никаких извинений. Это бизнес.
Вот таким образом ведутся дела между иностранными импортерами и китайскими производителями. Зачастую китайцы ведут себя настолько беспринципно и нагло, что это не укладывается в голове у половины (а, может, и больше) жителей планеты Земля. Особенно тех, кто с Китаем работает. Китайцы нарушают договоренности, меняют спецификации товаров и скрывают общую прибыль. Все это настолько шокирует западных дельцов, что они даже не сразу понимают, что происходит. А когда понимают, что вместо 5-тицентовых уточек для ванной они получают 5-тицентовые уточки ужасающего качества (светящиеся в темноте, воняющие дешевой резиной, со сломанной пищалкой, с глазами на заднице, с дыркой в боку) + дополнительные расходы (которые намного превышают изначальную смету) и что все вот это вот не плохая шутка, а самая что ни на есть реальность, вот тогда они начинают бить тревогу. И вот тут появляется Пол Мидлер - человек, который начинает разруливать весь этот клубок недопониманий и обманов. Он, словно доктор, осматривает пациента и оценивает, насколько его еще можно спасти. Ну, и спасает. Или не спасает, если западные клиенты отказываются понимать, в какое болото они забрели.
Это не книга, а экономическая эпопея. Пол Мидлер, конечно, не Рэмбо, он не спасает своих нанимателей взмахом руки, но каждый день с переменным успехом защищает их интересы. А дело это кажется безнадежным, потому что китайские производители крайне изобретательны в плане всевозможных схем, нацеленных на потрошение глупых иностранцев. Прямо-таки last man standing.
Нужно сказать, я удивлена тем, что кто-то вообще решился вывалить такую корзину с грязным бельем, про которое все знают, но никто не приглядывался и не анализировал. Автор вряд ли оказал себе хорошую услугу, когда поделился всем непосильно нажитым опытом с нами, грешными. Китайцы его на руках за это носить не будут, это как минимум. Однажды я видела, как китайский торговец пытался продать американским туристам какую-то безделушку по цене, которая была завышена раз в десять. Черт меня дернул сказать им об этом, но результат оказался не таким, как я ожидала. Торговец, конечно, был сильно недоволен. Но это как раз понятно. Непонятно, почему туристы не придали этому значение. Они купили то барахло с десятикратной наценкой. Думаю, с этой книгой Пол Мидлер попал в ту же ситуацию: его разоблачения только разозлят китайцев, а иностранцы от них отмахнутся. Неблагодарное это дело. И все же, если хотя бы один человек из десяти примет все, описанное в этой книге, к сведению, она принесет ему неоценимую пользу. Ну а мне еще хочется верить, что нечистоплотность, с которой китайцы ведут бизнес, не останется безнаказанной, и "Плохо сделано в Китае" поможет сделать этот мир лучше :)