Больше рецензий

dandelion_girl

Эксперт

Либрокубикуларист

2 февраля 2022 г. 19:20

399

4 Песня о любви, которой не было

Джебран Халиль Джебран - выдающийся писатель и философ XX века, художник и поэт. Большую часть жизни, причем, сознательной, провел в эмиграции в США, куда семья Джебранов отправилась после ареста отца и конфискации их имущества. Выходец из города Бишари (Башшари), который в настоящее время является духовным центром маронитской церкви, христианин-маронит, он долгое время считался разрушителем традиционных религиозно-нравственных устоев общества. И, возможно, не зря: повесть Джебрана «Сломанные крылья» буквально пропитана гневом против служителей церкви - лицемеров, стремящихся к бесконечной наживе, обесценивающих личность женщины, её право принимать самостоятельные решения, властью своей принуждающих к нежеланным бракам. Ему ненавистен резкий контраст социальных условий жизни - от крайней нищеты до сказочного богатства, отсутствие возможности выбора и самореализации: статус примыкает к статусу, деньги к деньгам, а если ты не владеешь ни тем, ни другим, то не важно, насколько ты сообразителен и талантлив, будешь заниматься всем, что тебе будет позволено, чтобы прокормить свою семью. При этом законы и правила поведения в обществе устанавливают не истинно верующие, беспокоящиеся о благополучии государства чиновники, а низкие, погрязшие в собственной алчности люди. И что печальнее всего: народ в большинстве своём не готов и не желает что-либо менять, прикрываясь словами веры, традиций и обычаев.

Несмотря на то, что недовольство социальным устройством в повести играет значительную роль, «Сломанные крылья» - это всё-таки история любви. Любви высокой, немного наивной. Любви, которой не суждено было подняться на высоту рая. Зародившиеся чувства между Сельмой Караме и молодым человеком, сыном близкого друга отца Сельмы, встречают непреодолимую преграду, когда архиепископ просит руки Сельмы для своего племянника, которому интересно лишь богатство семейства Караме и их высокий социальный статус:

Так судьба распорядилась Сельмой Караме, поведя ее жалкой рабыней в караване несчастных восточных женщин. Так попал в сети благородный дух, едва взлетев на белых крыльях любви в пространство, наполненное лунным светом и ароматом благоухающих цветов.

Многие иностранные источники уверяют, что на создание «Крыльев» Джебрана вдохновил эпизод из собственной жизни. Однажды во время летних каникул в Башарри юный Джебран отчаянно влюбился в красивую молодую дочь шейха. Однако первая любовная связь не принесла ему ничего, кроме усталости, раздражения и разочарования, и вскоре он вернулся в Бостон.

История любви бедного юноши и богатой девушки не нова в литературе. Однако это произведение сильное и действительно хорошее, каждое его предложение западает в душу читателя, словно строчка из понравившегося, но давно забытого стихотворения или музыкальный аккорд. Первоначально немного трудно добраться до сюжета из-за бесконечных сравнений и метафор. Но после сцены с прощанием героев перед свадьбой Сельмы повествование становится более динамичным - и книга, наконец, увлекает за собой. Высокопарный слог Халиля Джебрана настолько красив, чувственен, ярок, что способен окрылить и буквально возвести на небо, скрыв отсутствие оригинальности в сюжете.

Поэтичность романа, несомненно, вызывает восхищение. Однако с точки зрения эмансипированных женщин XXI века из светских демократических государств (как бы безумно пафосно это сейчас не звучало), безропотное принятие Сельмой своей судьбы и отсутствие каких-либо попыток переубедить отца в совершении «сделки» кажется, по меньше мере, странным.

Кроме того, любили ли они друг друга на самом деле - хороший вопрос. Скорее они были искренны в выражаемых ими чувствах, окрылены их высотой, но можно ли назвать это любовью? Вряд ли. Напоминало скорее обожание созданных ими образов друг друга, самой идеи любви. Ещё в начале при частом упоминании о грусти, унынии, всеобъемлющей тоске главных героев было понятно, чем она закончится. Кстати, почему они тогда тосковали, так и осталось непонятным: над тем, что им скучно и они не столь свободны, как молодежь на Западе? Ну, свобода - понятие относительное, которое часто путают со «вседозволенностью», что далеко не одно и то же. Автор ведь и пишет, что Сельма во многом являет собой как бы предчувствие женщины будущего: она уже образована и достаточно независима в своих суждениях, но ещё не настолько, чтобы осмелиться переубедить отца. К тому же, ведь не в отце было дело - он явно сожалел об этом не меньше влюблённой парочки. Здесь в силу ограниченного формата и иного фокуса в сюжете, этот контекст остаётся практически не раскрытым.

Концовка с одной стороны, конечно, разбивает сердце, но, с другой стороны, приятно удивляет, поскольку сразу придаёт повести намного более жизненности, реалистичности. Эта книга повествует о любви глубоко духовных юноши и девушки в Ливане, чьим мечтам о счастье не суждено было сбыться в алчном и несправедливом мире... крыльям любви не дано было расправиться...



Рецензия написана совместными усилиями в группе «Читаем классику вместе» (Литературный турнир: лотосы Азии. Тур 4)