Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

1 февраля 2022 г. 23:56

258

4 Разжигающий «костёр тщеславия» сам сгорит на костре.

Пьеса начинается точным местом и временем действия: вилла Медичи в Кареджи, близ Флоренции; послеполуденные часы 8-го апреля 1492 года.
Италия того времени была охвачена идеями гуманизма.
Одним из главных героев пьесы является Джироламо Савонарола, хоть и предстаёт он перед зрителем лишь в самой последней сцене. Сверившись с исторической справкой, можно узнать, что родом он из обеспеченной семьи, получил хорошее образование, довольно рано посвятил себя религиозным размышлениям и удалился в монастырь. В описываемое время Джироламо почти сорок. Проповедническую деятельность он начал в 1479 году после завершения образования, когда был направлен настоятелем болонского монастыря во Флоренции. Сначала его проповеди имели переменный успех, но к моменту, о котором говорится в пьесе, Джироламо становится самым ярым обличителем развращённых нравов.
Начиная с обучения послушников, чтобы позже разрешить допуск на монастырский двор мирского населения, он расширяет аудиторию до сотни тысяч человек. "Считается прямо-таки признаком хорошего тона присутствовать на его проповедях" - говорит один из персонажей повести.

Начинается пьеса разговором между семнадцатилетним кардиналом Джованни Медичи и профессором филологии Анджело Полициано, воспитателем. Речь о причислении к лику святых Платона очень скоро переходит к теме проповедей брата Джироламо, чей успех "превзошел все ожидания и непрерывно возрастал как у простого народа, так и у знати; даже купцы-толстосумы и те начали обращать на него внимание". Полициано считает обличительные выступления возмутительными, Джованни не соглашается, но и ссориться с учителем не желает. Позже на сцене появляется Пико де Мирандола, чтобы рассказать о возгоревшейся ожесточенной борьбе между братом Джироламо и божественной Фьоре.
В спорах о вере и нравственности, молитве и смирении, искусстве и свободе, проходят разговоры поэта и гуманиста Полициано Анджело дельи Амброджини с энциклопедистом, гуманистом и философом Пико делла Мирандола Джованни. В пьесе очень много философских идей, признаюсь, мне было сложно примкнуть к той или иной точке зрения.
Сцена второго действия переносится в сад, а число персонажей пополняется группой живописцев.
Корпорация флорентийских живописцев хочет подать жалобу на проповеди брата Джироламо, возмущаясь его вмешательством в манеру их письма и созданных образов Мадонны.

Третье действие происходит в покоях, прилегающих к спальне Лоренцо Великолепного. Ведутся разговоры о предметах искусства, бессмертии души, герцог выслушивает лесть придворных, вспоминает весёлые дни гуляний и карнавалов.., чтобы снова обратиться к образу Джироламо Савонаролы, узнав о волнения во Флоренции, спровоцированных проповедями исступлённого монаха. Лоренцо понимает, что это покушение на его власть.

Он пришел во Флоренцию безвестным нищим. А ныне он хочет, чтобы она выбирала между мною и им...

Томас Манн не случайно дал имя пьесе Фьоренца. Читая описания внешнего вида, характера, слушая её ответы, читателю становится ясно, что героиня являет собой персонифицированный образ самой Флоренции. Представляя прекрасную Фьоре "блудницей Апокалипсиса, царицей вавилонской во всем ее бесстыдном великолепии", брат Джироламо обличает испорченность нравов флорентийцев.

Он взывает к Флоренции, обратившись к ней на «ты», и с ужасающей медлительностью и спокойствием вопрошает ее, как она живет, как проводит дни свои и ночи. В чистоте ли, в воздержании, в сосредоточенности духа, в мире ли?

Заключительная сцена, в которой Лоренцо и Джироламо оспаривают первенство, преподносится как пророческая. Фьоре просит монаха отступиться: "Огонь, тобою возожжённый, спалит тебя, тебя самого, дабы ты очистился от скверны, а мир — от тебя! Если ты этого страшишься — отступись! Перестань желать — ты монах, чей удел ничего не желать! Отступись от власти! Отрекись от нее! Будь монахом!", на что приор отвечает: "Я люблю огонь".

картинка varvarra

Пьеса прочитана в группе Драматургия.