Больше рецензий

31 января 2022 г. 12:59

517

5 "Ветви ивы под тяжестью снега не ломаются"

Несколько месяцев «Краткая история Японии» оставалась моей настольной книгой. Текст составлен разумно, а структурирован так умело, что каждый, кто интересуется историей страны восходящего солнца, смело может брать издание в руки. Впервые книга увидела свет в 1972 году, претерпела переработку и проверку. В глаза бросается идеальная чистота текста – ни одной лишней буквы; ясные, емкие фразы и доступность при строгом изложении.

Когда я выбирала книгу через интернет, меня настораживали неяпонские фамилии авторов. Но при внимательном знакомстве, один из них – Джон Г. Кайгер, родился в Японии и конечно он, как и Ричард Г.П.Мейсон – историки, японисты с огромным стажем и опытом работы в области азиатских исследований. В разделе благодарности также упоминается работа со специалистами из Японии.

Ни для кого не секрет, что происхождение императора в Японии считается божественным, а потому фигура императора всегда оставалась неприкосновенной или попросту малофункциональной. Тем не менее, аристократическая элита не только в личных целях, но во времена назревшей необходимости объединения раздробленных княжеств, в первую очередь заботилась о сближении с императорской фамилией. Авторы постоянно возвращаются к имени императора – пристально следят за передвижением его фигуры на политической и географической арене в любом поворотном моменте истории. Во времена сегуната Токугава или в более позднюю - эпоху Мейдзи, декларации и указы с подписью императора переоценить сложно. Миссия неприкосновенного императорского лица мне видится связующей нитью, стержнем, на который медленно, но верно нанизывалось растущее могущество. Возможно, как символ, как то иррациональное, на что люди отзываются охотнее и скорее. От имени императора - носителя национальной идеи, осознанно формировался менталитет целого народа. «... приверженность японского правительства в конце 1930-х годов идее, что страна действительно является государством императора...»   привела к роковым событиям. Но   «как это ни парадоксально, центральный элемент идеологии Японии, институт императорской власти, сыграл жизненно важную роль в примирении нации с поражением и последовавшей за ним оккупацией страны иностранными войсками» (1945).

Есть главы достаточно сложные, где авторы расписывают бюрократическое или экономическое преобразование страны. Для меня это была эпоха раннего периода нового времени. Шестнадцатый век - время глобальных перемен в Японии, когда закончилась столетняя война провинций, самураи зарыли свои мечи, ушел легкий флер мистицизма. Это время, когда династия сегунов Токугава реально - кнутом и пряником, положила начало объедению и развитию страны на ближайшие 250 лет.

Для тех, кому интересно.

  Роскошная, красивая иллюстрация к книге, в частности к периоду смуты годов Онин (1467-1477) – японский сериал «Война цветов». 11 лет войны Онин превратили Киото из города цветов в выжженный пустырь, а затем вылились в затяжную войну провинций. Картина полностью раскрывает дух времени средневековой Японии. Здесь и жестокость, и преданность самураев и таинство синто. Главный герой сегун Есимаса исповедует дзэн-буддизм и через него же раскрыт институт отрекшихся сегунов; освещен любопытный период, когда в стране образовалось два императорских престола. Сериал снят в лучших традициях японской эстетики – национальная одежда, быт, интерьеры, невероятные пейзажи.


https://doramatv.live/hana_no_ran

свернуть

Мне всегда было любопытно, почему взяв многое, если не основное, у китайцев, Япония приняла иной политический облик. К примеру, конфуцианство без проблем вписалось в историческую действительность страны. Оно в какой-то степени отвечало идее божественного происхождения императора, а значит и его главенства. Соответственно выстраивалась иерархия всех отпрысков императорской фамилии, из которых образовывались аристократические кланы. Но, если в Китае теоретически каждый простолюдин мог сдать государственный экзамен и выбиться в чиновники или занять высокий пост в армии, то в Японии любая чиновничья или военная власть передавалась по наследству, независимо от заслуг или образования. Только в  XVI  веке очень медленно в стране начались коренные изменения в социальной структуре общества.

Больше всего меня интересовала культура и мировоззрение японцев. Надо отдать должное, со своей миссией книга справилась – самые лучшие главы посвящены религии и культуре. Причем, о буддизме нигде так ясно читать не доводилось. Об основных направлениях мирового буддизма авторы пишут достаточно развернуто, постепенно связывая учение со становлением и развитием собственных школ буддизма в Японии. Очень обстоятельная статья об органичном слиянии буддизма с синтоизмом, когда абстрактное понятие Вселенского Будды вбирает в себя все сущее, выраженное в синто духами. Приняв наследственную (родовую) систему за основу, японцы легко приняли конфуцианство. Все три религии (мировоззрения) в полной мере повлияли на развитие литературы и традиционного театрального искусства. Также имеют яркое отражение в литературе, в кинематографе вплоть до наших дней. В книге есть черно-белые иллюстрации, и есть возможность сравнить работы художников, исповедующих разные философские течения.

Любопытно, что буддизм, как верховная религия в Японии высоко почитался вплоть до XVI  века. И только с приходом к власти династии сегунов Токугава, буддийские монахи весьма жестоко были изгнаны с верхушки власти. И в это же время конфуцианство взято на вооружение для проведения бюрократических реформ, столь необходимых для централизации власти. В 16 веке, как вертикаль власти нижнего уровня, формируется семейная система с ее конфуцианской этикой и моралью. О семейной системе в книге написано достаточно подробно с полным перечнем родственников и прописанными уставами. Меня удивило финансовое содержание ячейки общества. У типичной семьи эпохи Токугава (чаще всего - самурайской семьи после окончания войн) «не было других средств существования, кроме наследственного жалованья, которое сегун или дайме выплачивали официально признанному главе семьи. Из этой фиксированной суммы тот должен был обеспечить ряд иждивенцев».

Ниже я приведу цитату, которая звучит достаточно сухо. Такой стиль как правило сохраняется в книге исключительно для выводов в конце раздела или главы.

Несмотря на свои недостатки, семейная система времен сегуната Токугава оказалась на удивление устойчивой и во многом сохранилась до наших дней. Таким образом возник парадокс. Социально-политическая структура поздней традиционной Японии, где действовала система бакухан, была в определенной степени проникнута коммерциализацией и ориентирована на рынок, она являлась плюралистической и открытой для политической, не говоря уж об экономической, конкуренции и инноваций... При этом ее официальная идеология имела сильный уклон в сторону корпоративности, коллективности и консервативности. Несоответствие между этими установками и создало динамику, игру света и тени в нынешней японской истории.

Японские сериалы, фильмы, художественная литература Японии, лекции для чайников, кое-какие статьи из интернета сотворили в моей голове настоящую кашу. После прочтения Краткой истории Японии все стало на свои места. Исчезли такие вопросы, как мистицизм в японской культуре, различие между любованием природой и дзэн-культурой. Кстати, связь между дзэн-буддизмом и постижением сути происходящего в текущем времени часто прослеживается даже у современных авторов в скрупулезном описании повседневности и так нелюбимой нами тягучести текстов. Понравилось, что авторы Краткой истории постоянно проводят параллели между мировоззрением западным и японским, учитывая самые малые тонкости и различия в верованиях, иллюстрируя стихотворными строчками или произведениями живописи.

Большое внимание уделено литературным памятникам, из которых приводятся отрывки. А также короткий анализ и сравнение с западными школами.

В общем, обо всем по немного, в строго хронологическом порядке. Даже о причинах появления первых якудза. Весьма кстати официальное появление. Конечно о происхождении чайной церемонии или об искусстве икебана. О пришествии на острова иностранцев и как японские сегуны без чрезмерной жестокости ограждали Японию от христианских миссионеров. Очень любопытный момент, как самураи превращались в бюрократов. И как некоторые самураи отчаянно пытались отстоять былые традиции.

Основной текст заканчивается главами об участии Японии во Второй мировой войне. Вторжение во внутренний Китай, боевые действия на Тихом океане и как итог войны – оккупация, а далее - подписание в сентябре 1951 года Сан-Францисского мирного договора.

В главе Постскриптум авторы сделали небольшой экскурс в уходящий 20-й век, где отвели Японии должное место на мировой сцене.

Язык текста – это скорее язык учебника, но… Да имеющий среднее образование и немного от японского усердия, осилит непременно. Связно изложить мысли вряд ли мне удалось, но на интуитивном уровне я точно прикоснулась к японскому менталитету и всем, кто интересуется культурой страны восходящего солнца, советую начать именно с Краткой истории.

o-r.jpg