Больше рецензий

AntesdelAmanecer

Эксперт

весьма сомнительный

30 января 2022 г. 21:40

4K

4.5 Стремление к исключительности

Это моё знакомство с автором. Пять небольших романтичных зарисовок в основном из жизни женщин - мечтательниц, обманщиц и обманутых. Все новеллы необычны и в то же время предсказуемы. Это какое-то мерцание между снами, выдумками, нашими мыслями, ложным представлением о реальности и самой жизнью.
Первая новелла "Мечтательница из Остенде" написана от первого лица. Рассказчик сам приезжает в город Остенде и встречается с необычной немолодой женщиной, женщиной с тайной, с претензией на исключительность, это подчеркивается ещё и её физическим недостатком. Автор играет с читателем, в каждой новелле приберегая на последок некую загадку. Но при этом написано так реально, легко, что немного банальные истории не оставили меня равнодушной. Такое ощущение, что пересказаны реальные истории и все герои имеют своих прототипов в жизни.
Вторая новелла "Совершенное преступление" - печальная до трагизма история о том, как страшно стать заложницей своих подозрений и навязчивых идей, ложных мифов и простых сплетен.
Третья новелла "Выздоровление" о слепоте душевной со здоровыми глазами и как незрячий больной увидел истину и красоту, и помог закомплексованной с детства женщине, своей медицинской сестре, обрести счастье, найти, понять и принять себя.
Четвертая новелла "Скверное чтение" больше о мужской судьбе, хотя пострадали, как водится, оба. И опять ложное представление, замалчивание, обман приводит к полноценной трагедии. Эта новелла скорей трагикомедия, некий водевиль с элементами ужасов и мистики. А казалось, чего проще честно рассказать о своих пристрастиях к... чтению художественной литературы разных жанров.
И завершает сборник пятая новелла "Женщина с букетом". Здесь вновь появляется сам автор, от чьего имени ведется рассказ. И сама новелла по интонации, тональности, душевности напомнила мне первую историю. Женщина всю жизнь, год за годом приходит на вокзал, она ждет кого-то. Все вокруг в недоумении, кого же она ожидает? Кто-то ее жалеет, а кто-то считает душевнобольной. Есть ли смысл в ожидании?
Жизнь и миф, реальность и выдумка переплетается в сюжетах и противопоставляется в какой-то мере.
Вот такие размышления о жизни, искусстве, литературе, любви и смерти.
"Жизнь убивает сюжет" - так утверждает Эрик-Эмманюэль Шмитт



Обычно жизнь выступает убийцей сюжетов: иным утром чувствуешь, что вот-вот что-то начнется, цельное, чистое, исключительное, но звонит телефон — и все кончается. Жизнь нас крошит, дробит, расщепляет на атомы, она отказывает нам в чистоте линий.

Так в книге от новеллы к новелле ждёшь чего-то настоящего и не находишь. Можно ли/нужно ли превращать жизнь в стройное произведение искусства?



Необычным в истории женщины с букетом было то, что жизнь ее обретала форму, судьба ее наделялась литературной ясностью, стройностью произведения искусства.

Вокруг света
Книжная страна

Комментарии


Это какое-то мерцание между снами, выдумками, нашими мыслями, ложным представлением о реальности и самой жизнью.

Как же здорово ты написала, Вик)
Мерцание между снами...
Похоже на жизнь. Не всю. У некоторых людей так..

Но при этом написано так реально, легко, что немного банальные истории не оставили меня равнодушной. Такое ощущение, что пересказаны реальные истории и все герои имеют своих прототипов в жизни.

А может так оно и есть.. жизнь, тот ещё романист. Пишет в стол, а мы подглядываем и читаем.

Женщина всю жизнь, год за годом приходит на вокзал, она ждет кого-то. Все вокруг в недоумении, кого же она ожидает? Кто-то ее жалеет, а кто-то считает душевнобольной. Есть ли смысл в ожидании?

В ожидании всегда есть смысл, если оно не обращается в тоску и не высасывает сердце.
Нежный вариант - ожидания Годо?)

"Жизнь убивает сюжет" - так утверждает Эрик-Эмманюэль Шмитт

Так жизнь уже сама по себе, сюжет)

Так в книге от новеллы к новелле ждёшь чего-то настоящего и не находишь. Можно ли/нужно ли превращать жизнь в стройное произведение искусства?

ох, опасно, Вик. Многие пытались. Жизнь сама по себе, искусство, и не нужны ему рамки.

Спасибо за элегантную рецензию, Викуш)


В ожидании всегда есть смысл, если оно не обращается в тоску и не высасывает сердце.

Согласна с тобой, Саш. Ожидание бывает разным.

Нежный вариант - ожидания Годо?)

Ты знаешь, в книге это сравнение мелькнуло, но сам автор опровергает его.
У меня получилась скомканная концовка, а я пыталась подчеркнуть вот эту грань жизни и литературы, искусства.
Вот цитата полная

— Писатель Беккет ждал Годо.

— Да это ж литература! Он-то хотел показать, что мир абсурден, что в нем нет Бога, что мы заблуждаемся, ожидая чего бы то ни было в этой жизни. Беккет — это чистильщик, он подметает небо, как метут землю, он отправляет в мусорную корзину все твои надежды, как ненужный хлам. Ну а в этой истории меня интересуют две вещи. Во-первых, кого ждет женщина с букетом? Во-вторых, имеет ли смысл ее ожидание?

Ну и дальше про ожидание я уже написала)

Жизнь сама по себе, искусство, и не нужны ему рамки.

Красиво звучит. Рамки не нужны, согласна.
Во многих смыслах жизнь это искусство, а выражение "искусственная жизнь" звучит как ненастоящая жизнь, как раз в рамке)
Тут я запуталась немного)
Спасибо, Саш, за тонкое внимание и добрые слова)


У меня получилась скомканная концовка, а я пыталась подчеркнуть вот эту грань жизни и литературы, искусства.
Вот цитата полная

Ничего не скомканная) В ритме allegro)
Мне понравилось и я всё понял.

Во многих смыслах жизнь это искусство, а выражение "искусственная жизнь" звучит как ненастоящая жизнь, как раз в рамке)
Тут я запуталась немного)

Очень точно и тонко расставила акценты "искусственной жизнью".
Ты права, и жизнь может стать искусственной и искусство - чем то пошлым и безжизненным.
А порой читаешь Достоевского, и там люди и чувства - словно твои друзья, они точно жили, они.. живее многих людей.
И с людьми так, с цветами, дождём. Иной раз такой милый дождь за окном.. словно Есенин идёт с вечеринки с другом своим и смеётся)
Подлинная красота, мирит искусство и жизнь.