Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 апреля 2013 г. 19:27

245

5

''Женственность - это хаос, женское начало - это бездушная материя, это ничто: небытие, абсурд. Мужество - это Суть. Мужское начало - это символ всего''
(Отто Вейнингер ''Пол и характер'', 1909)

Баба - мешок, что положишь, то и несет. (русская пословица, цитируемая Вл. Соловьевым в его работах).



Работа финского литературоведа Кристи Эконен ''Творец, субъект, женщина. Стратегии женского письма в русском символизме'' представляет собой изданную диссертацию об исследовании стратегии женского творчества рубежа веков 19 и 20, зарождение новой женской традиции в прозе и поэзии, ломавшей устоявшиеся правила гендерных взаимоотношений как в социальном плане, так и в творчестве. В эстетике символизма Серебряного века женщине отводилась роль Музы, Вечной Женственности - Софии, бесплотной и прекрасной Незнакомки, вдохновляющей на творчество, то есть роль объекта, не более, - это с одной стороны. С другой же, женственность - это источник диониссийского начала в человеке, земля, плоть, то есть источник хаоса. Однако, символисты придерживались взглядов Отто Вейнингера о бисексуальности каждого человека: "Дифференциация полов, разделение их никогда не бывает совершенно законченным. Все особенности мужского пола можно найти, хотя бы и в самом слабом развитии, и у женского пола. Все половые признаки женщины имеются и у мужчины, хотя бы только в зачаточном, рудиментарном виде. <...> Можно даже сказать, что в области опыта нет ни мужчины, ни женщины. Существует только мужественное и женственное".
Так вот следуя этим взглядам, признавая в самих себе наличие фемининного, как сферы, непостижимой для ума, сферы вне разума и логики, а сферы именно Вечной Женственности, тем не менее мужчины писатели считали женщин не способными к творчеству и исключали их из творческого мира, оставляя только лишь, как объекты для вдохновения, которые весьма отличались от реальных прототипов. Женщина была хозяйкой литературного салона, любовницей, подругой, возлюбленной, но никогда автором, никогда по одну сторону с писателями, только с другой стороны. Женщины и женственность в символизме служили зеркалом мужского творчества, потому что не имела права создавать собственную идентичность, а была лишь отражающей плоскостью для мужчины. Дендизм, который в Серебряной веке докатился и до России, вообще считал, что вполне можно обойтись и без женщины, так как фимининность может быть воплощена и в мужчине (красота, мода, забота о себе, чистота, выставление себя напоказ в качестве объекта для посторонних глаз. Женщине отказано было в пропуске в ''высшую литературу'', ей оставляли лишь ''массовые'' - низкие жанры, мужчинам же априори было заказано место в высшем эшелоне литературны.

Дальше очень много текста о книге

Женщинам приходилось вырабатывать свою собственную стратегию письма, жизни и творчества, чтобы реализовать свой творческий потенциал, и речь идет не о сравнении кто более талантлив в плоскости творчества: мужчины или женщины. Речь идет лишь о том, что женщинам приходилось вырабатывать собственные стратегии, чтобы занять позицию творческого субъекта в эстетике символизма, а не позицию объекта. Кристи Эконен в своем исследовании показала пять моделей жизнетворчества и пять моделей конструирования собственного стиля и собственной стратегии на примере пяти неординарных женщин Серебряного века:
Зинаида Гиппиус - русская поэтесса, писательница, драматург, литературный критик. ''Декадентская мадонна''. Не скрою, именно её имя, её творчество, прежде всего привлекло меня к этому исследованию, её неординарность, её ''первость'' во всем, что касается русской женской литературы, именно ''высокого'' полета. Это именно Гиппиус за 30 лет до эссе Вирджинии Вулф ''Своя комната'' разработала концепцию андрогинности в творчестве, соединяющей фемининное и маскулинное, связанное с попытками преодолеть границы гендерного порядка:

''Соединяя и ''сплавляя'' все существующие в культуре модерна веяния и метафоры, она преодолела внешние и внутренние границы своего пола. Для нее собственная жизнь действительно была стравнима с материалом художника, и она создавала из собственного жизненного материала не музу, а творческий субъект. Жизнетворчество Гиппиус оказалось успешным, и она не только вписывалась в эстетико-философский дискурс своего времени, но ''вписывалась'' также в ''канон'' русской литературы.


До сих пор Зинаида Гиппиус не рассматривалась как создательница новой гендерной философии, видимо потому, что до сих пор не принято идеи и мысли мыслителей женского пола называть философией. Однако, именно Гиппиус была одной из тех, кто меняла и расшатывала устоявшиеся традиции мужского письма в русской литературе и шовинистические взгляды на место женщины в культуре: своим поведением, своим острым умом, своего логикой, которую часто называли мужской. Кристи Эконен проводит исследование на основании статьи ''Зверебог'' и несколько стихотворений, созвучных этой статье.
Людмила Вилькина - русская поэтесса, жена Н.М.Минкина, хозяйка литературного салона в Петербурге. Анализ жизнетворчества на основе сборника сонетов и рассказов ''Мой сад''. Прежде всего Вилькина известна, как femme fatale Серебряного века, будучи в связи с Бальмонтом, Брюсовым, Мережковским, Розановым, Сомовым, поэтому ее творчество практически никогда не рассматривалось серьезно с литературоведческой стороны. Тем не менее, ее литературные опыты весьма интересны для истории женской литературы в России; и хотя, устремления русского женского движения были чужды Вилькиной, но, тем не менее, она размышляла о возможностях женского творчества, языка в условиях патриархального и символистского дискурса.
Нина Петровская - писательница, литературный критик, хозяйка литературного салона, жена и помощница владельца издательства ''Гриф'' С. А. Соколова. Именно она послужила прообразом Ренаты в романе Брюсова ''Огненный ангел'', ее роль как символа времени определяется ее ''декадентским'' образом жизни: ее любовными отношениями - тот треугольник, что описал Брюсов в своем романе, алкоголизмом и зависимостью от морфия. Эконен исследует сборник рассказов ''Sanctus amor'', в котором Петровская выражает критическое и отрицательное отношение к тому, что символизирует сама - декадентству. Любовь в ее рассказах является не источником или стредством творчества, глубоко личными переживаниями, в которых плотская любовь не противопоставляется духовной. Петровская делает акцент на женщинах, как реальных, земных существах и показывает какие трагические последствия приносит с собой эстетизация женщины как Музы и Вечной Женственности. Трагедию, которую испытала сама.
Поликсена Соловьева - русская поэтесса и художница, дочь историка С. М. Соловьёва, сестра философа и поэта В. С. Соловьёва.Исследование стратегии её письма проводилось на основе пьесы ''Слепой'' и повести ''Небывалая''. Для Соловьевой на первый план выходила категория мускулинного, фемининную категорию она не рассматривала как самостоятельную, а лишь как саморефлексию творческого субъекта. Ее стратегия была пограничной.
Лидия Зиновьева-Аннибал -писатель, жена поэта, филолога и мыслителя Вячеслава Иванова, хозяйка литературного салона ''На Башне''. Исследование её стратегии письма на основе нашумевшего романа ''Тридцать три урода'', сборника рассказов ''Трагический зверинец''. Её стратегия была в выходе из дискурса символизма, из дискурса искусства , концентрируя все внимание не на культуре, а на истории развития девочки в молодую женщину. Она не отвергала, и не старалась преодолеть ''низкие'' чувства в человеке, а прямо описывала и сексуальность, и ''низкие'' темы рождения, природы, плоти, крови - всё, что является частью человека. Она показывает невозможность применения культурной мифологии символизма к женскому творчеству, отстаивая право женщины на собственные метафоры и на собственное творчество. Отличное от метафорики символизма.

Комментарии


непростые были тогда женщины!)))


и не говори :)))