Больше рецензий

Helen Gautier (oantohina)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 января 2022 г. 15:21

2K

5 Спойлер Карусель кровавых драм

Каждая жизнь священна. Но, чем больше читаешь книг или смотришь новостей, тем больше убеждаешься, нет-нет, не в обратном понятии, а в... невежестве людей. Мы, то есть, человечество, умеем только впадать из крайности в крайность. Заниматься научными достижениями, так до глобального потепления и вымирания белых медведей! Создавать государство, строить отношения с другими странами, так до кровопролитных войн, сброса атомных бомб и тому подобное! Проблема в том, что мы по факту забыли, откуда сами берем свое начало, откуда мы вышли. Человек – часть природы. И когда-нибудь она скажет свое слово в ответ на наши действия.

Переходом непосредственно к «Плахе» Чингиза Айтматова послужит стихотворение моего любимого на данный момент писателя Владимира Набокова. В нем соединилась любовь ко всему миру, как творению Бога, и кажущаяся возможность видеть тонкие намеки в бликах солнечного света, перемене времен года. Блестящая от росы паутинка или нераспустившиеся розы будто таят свои особенные математические загадки и ребусы, которые нам неподвластны. Книга жизни, учебник Бога раскрывается как на ладони при прочтении стиха "Разгорается высь".

Разгорается высь,
тает снег на горе.
Пробудись, отзовись,
говори о заре.
Тает снег на горе
пред пещерой моей,
и вся даль в серебре
осторожных лучей.
Повторяй мне, душа,
что сегодня весна,
что земля хороша,
что и смерть не страшна,
что над первой травой
дышит горный цветок,
наряженный в живой
мягко-белый пушок,
что лепечут ручьи
и сверкают кругом
золотые струи,
что во всех и во всем
тихий Бог, тайный Бог
неизменно живет,
что весенний цветок,
ветерок, небосвод,
нежных тучек кайма,
и скала, и поток,
и, душа, ты сама —
все одно, и все — Бог.

Именно в волчице Акбаре живет «тихий Бог, тайный Бог». Ее бездонные глаза вбирают в себя всю синеву морей и океанов, бескрайних небосводов, и тихо шепчут: «Утони во мне, давай сольемся в единый поток, пусть царит гармония в тебе и вокруг тебя...». Для начала давайте обратимся к символике. Волк – высший символ свободы в животном мире, бесстрашия и чистоты. Я бы сказала, что все животные свободны в высшей степени, в отличие от тех же людей. Они живут по принципу круговорота жизни, живут по установленным законам природы, не беря лишнего, не идя против животной сущности и следуя своей судьбе.

                                                                                      Иссык-Кульское кольцо зимой

o-r.jpg

И так сразу, наскоком, набросимся на конец «Плахи». Бостон, убивая волчицу и, вдобавок, своего малолетнего сына, свершает нечто по-настоящему ужасное и роковое. Беря во внимание все те беды, свалившиеся на голову трудолюбивого и честного Бостона, еще один ребенок, да еще и сынок, стал чудом, надеждой на перерождение и светлое будущее. Отсюда следует вывод: если человек не внимает возгласам Божьим, то его существование будет прекращено, с убийством Бога грянет Апокалипсис. Бог живет в душе каждого из нас до тех пор, пока мы не задушим его аморальными поступками (алкоголизм, убийство, воровство, злоба и ненависть). Все перечисленные понятия с легкостью можно отнести к результатам воздействий Дьявола. Один из персонажей романа, Гришан, упоминал в своих речах бога кайфа, так вот это, допустим, то же самое. Легче одурманить разум и растратить небольшой отрезок времени, что нам отдан, на развлечения, чем потворствовать какому-то Богу, исполняя его заповеди.

Представьте зеленые махонькие росточки. Потягиваются к солнышку два листочка, и только поспевает расти за ними тоненький стебелек. Разрушая идиллию, пробегает человек и давит их. Опаздывал на работу? Специально погубил несколько зеленых, не особо говорящих и двигающихся, но живых существ? Это даже и неважно, главное, что на таких вот ростков походят волчата Акбары и Ташчайныра. Хотя нет, откуда растут ноги причины, побудившей человеку убить волчат, все-таки хотелось бы узнать. Детеныши Акбары, от плоти и крови Великой Божественной волчицы, тоже своего рода ростки, попытка распространить мудрость и душевный свет по всему миру. А люди, специально или косвенно, их уничтожают, тем самым препятствуя распространению семян истины. И, представьте только, почему так получалось раз за разом? Да вот за Госпланом не поспевали, видите ли... Пришлось покосить почти все стада сайгаков плюс волчат. А пусть не мельтешат! Забавная штука, правда? Хищник и добыча в одном загоне, вот умора! В нашей жизни во все века особая роль отводилась власти и ненасытности, чего не заметишь за волками. Или надо было очистить определенную территорию от зарослей. Сожгли все необходимое плюс волчат. Хм... ну а мы же не знали! Вот по такому принципу мы жили и живем, по сей день.

                                                                              Песчаная пустыня Моюнкум

o-r.jpg

О Бостоне мы уже составили определенную картину из характеристик, определили его внутреннюю трагедию. Но остались еще персонажи, требующие такого же внимания. Центральных или, лучше сказать, ярких и знаковых фигур в романе помимо волков четыре, и они распределены как бы по парам: Авдий – Гришан, Бостон – Базарбай. Тем самым создается противоречие, ведь в каждой двойке присутствует обладатель наилучших человеческих качеств и, соответственно, образец человека-скота без моральных принципов. О Базарбае ("влиятельный господин") нет желания говорить подробно. Отвратительный человек. Он настолько реалистичен, что пробирает до злости.

Авдий («служащий Богу») когда-то был выгнан из духовной семинарии за ересь, непохожесть личных ощущений Бога на общепринятые понятия. Бог, по его мнению, должен соответствовать времени, в котором мы все живем. Поэтому Авдий «вступает в противоборство» с группкой собирателей анаши, или попросту говоря – конопли, под предводительством Гришана, и в итоге терпит поражение. Словно Иисус Христос, он пытается просветить людей, наставить их на верный путь, но озверевшие люди-пьяницы, люди-душегубы, люди-наркоманы, наказали его, как наказал когда-то Понтий Пилат настоящего Иисуса Христа. Как Иисус просил поддержки у Бога, дабы пройти через смерть без мучений и с чистым сердцем, так и Авдий мысленно зовет Акбару, и та к нему приходит. Но включение в роман сцены суда Иисуса Христа Понтием Пилатом хорошо показывает, за кем можно увидеть духовную силу. Орел, паривший над ними, указывает на то, что обвиняемый находится «под покровительством» Верховного Божества, то есть Бога. Судья может трактовать этот символ по-своему, ведь власть, богатства... что может быть по его мнению важнее и тяжеловеснее? Исчезновение орла с небосвода после ухода Иисуса озадачивает Пилата, и не зря.

Повествование схоже с морскими волнами. Сюжет плавно переливается из стороны в сторону, из настоящего в прошлое, из настоящего в будущее. Так воды то настигают песчаный берег, то отбегают от него. Книга невероятно интересная! А какие здесь описания природы! Просто с ума сойти! Казахстан входит для меня в число довольно экзотичных книжных мест.

Одна из классификаций, применяемых к книгам, опирается на эмоции: грусть, радость, ностальгия, и так далее. Также не секрет, что существуют депрессивные книги - страдашки. И «Плаха» Чингиза Айтматова одна из них, как бы это банально или плоско не звучало. Что осталось после знакомства? Воспоминания о прекрасной атмосфере, сюжете из Библии, так интересно вплетенном в общую канву сюжета, и... пессимистические мысли о бессмысленной жертве Иисуса (и такое бывает), об обреченности человечества. Это несомненно делает книгу в моих глазах ценнее и полезнее, но она действительно ошеломляет грандиозностью и широтой мыслей. Так что, если Вы переполнены подобными суждениями и не прочь себе накрутить лишних навязчивых мыслей, то рекомендую от всего сердца «Плаху».