Больше рецензий

violentbonfire

Эксперт

Экспертданеэксперт

17 апреля 2013 г. 13:56

1K

3

Роман «Старик», или двуплановое повествование с элементами потока сознания

Давайте разберемся, что это было. Я сама с трудом понимаю %)

Книгу легко поделить на две части: одна рассказывает нам о послереволюционных событиях, вторая – о семидесятых годах ХХ века в СССР. Поделить-то легко, но понять, что к чему не так-то просто. Ведь Трифонов не потрудился разбить книгу на главы, более того, новая ветвь повествования иногда не выделена даже абзацем. Вот в этом недопотоке сознания нам с вами и предстоит разобраться.

Первая часть, она как бунинские «Окаянные дни», только страшно скучная. Эти бесконечные стенограммы, растянутые на страницы размышления о положении казачества в стране, митинги, военная терминология.… Ни тебе духа времени, ни переживаний. Герой, которому по логике автора читатели должны были бы сочувствовать (это я о Мигулине), вообще не запоминается. Из двухсот страниц романа узнаешь только то, что он орал по поводу и без повода и всё время хотел с кем-то воевать. Чрезвычайно пресная личность получилась у Трифонова, несмотря на весь свой героизм.

Вторая часть повеселее, она отдает чем-то чеховским, чем-то сродни «Вишневому саду» (в финале мы даже узнаем, что дачный поселок главного героя собираются снести и построить на его месте пансионат для младшего персонала). Есть семья, в которой всё не слава Богу. Сын пьет и живёт с двумя женщинами одновременно, дочь мучается с нелюбимым мужчиной, а отец, глава семейства, всецело погружен в свои воспоминания. Теперешняя жизнь мало его занимает, после смерти жены (мифическая Галя, историю которой мы так и не узнали) он все больше и больше отдаляется от детей. Теперь все мысли Павла Евграфовича сосредоточены на событиях пятидесятилетней давности. Он вспоминает свою первую любовь, детство, свою революционную деятельность, но делает это ТАК тоскливо, что самой уже хочется от греха подальше застрелиться. Трифонов уловил, что всякий пожилой человек живёт своим прошлым, но облечь идею в текст, на мой взгляд, не смог.

Единственный яркий персонаж в книге – Кандауров. Цельный, «злободневный» образ, эдакий Самохвалов в литературе (любопытно, «Служебный роман» и «Старик» вышли в одном и том же году). О нём Трифонов написал легко и интересно. Но из-за двадцати страниц прочитать двести.…Нет уж, увольте!

Комментарии


Вы не поняли. Кандауров - прохвост и авантюрист. Именно он и будет будущим олигархом (если доживёт). А Мигулин и все эти протоколы и стенограммы - это не важно. Потому, что в этом современном мире всё не важно, кроме денег. Это для Старика всё это важно, потому что ради этого он воевал и убивал. И всё окончилось унылым и бесперспективным советским бытом. Это книга о том, что революция не то, чтобы не нужна: она бесполезна и преступна.