Больше рецензий

25 января 2022 г. 21:09

403

4.5 Wo bist du, Marie? *

В книге нет сюжета, это практически поток сознания, один день из жизни Ганса Шнира, клоуна 28 лет из поствоенной Германии. Мы попадаем к нему в голову и наблюдаем за потоком размышлений, когда одна мысль цепляется за другую, к ней подтягивается воспоминание, затем ещё одно и ещё. Таким образом мы знакомимся с его прошлым и понимаем, что происходит в настоящем — у Ганса творческий кризис, нет денег, но наиболее болезненное для него обстоятельство, что его Мари ушла к католику Цюпфнеру. Ганс весь день обзванивает родственников и знакомых в поисках денег и пытается найти Мари и узнать про неё хоть что-то.
Действительно, погружаешься в личность Ганса, его восприятие мира - видишь его глазами его собственную жизнь.

Он насмешлив и самоироничен, и в то же время печален и до сих пор переживает гибель сестры, не может смириться с противоречиями во взглядах между ним и родителями, с лицемерием «бывших» нацистов. Он истинно творческий человек, ему как воздух нужно развиваться и совершенствоваться в профессии, создавать новое, отражая правду мира в кривом шутовском зеркале. Он требователен к себе, внимателен к окружающему миру («Я — клоун … и собираю мгновения») — благодаря профессии, так как ему нужно замечать смешное, несуразное, и просто — обычную жизнь, чтобы потом переплавить впечатления в очередной номер. У него есть почти магическая способность чувствовать запахи при телефонном разговоре — от его агента разит пивом, а от критика приторно пахнет фиалковыми лепёшками. Это скорее, говорит о его тонком чутье и богатом воображении настоящего художника. Как и его «выдумки» - он может представлять какие-то ситуации настолько детально, что не может сказать, это была правда или вымысел.

Он язвителен, порой нахален, бывает эксцентричен и резок и даже невыносим из-за прямолинейности и «юмора висельника», как точно охарактеризовал его один из героев (это отдельная изюмина романа)

Ганс мучается ревностью к Мари, этой почти одержимой любовью пропитаны все его мысли. Он называет себя однолюбом, и в этом видит исток своей собачьей преданности. Его мысли по кругу всё возвращаются и возвращаются к Мари, он тоскует по их «богемной» жизни почти без денег, по её рукам, по их мечтам, и ждёт, когда они встретятся, она его увидит, «всё поймёт» и вернётся. Но, кажется, за своей любовью он не слишком-то хорошо понимал Мари, раз она не выдержала такой жизни с «творческой личностью».

Ганс мельком касается многих вещей, о многом размышляет. И в его мыслях так и сквозит одиночество — по сути, ему не с кем поговорить о действительно волнующих его вещах, нет по-настоящему понимающих людей.
Финал книги — финал одного дня грустного клоуна в потрескавшемся гриме — светлая нотка в этом бурном горько-насмешливом потоке мыслей о бывшем и настоящем.

Пару слов нужно сказать о стиле — несмотря на обычно сложный для восприятия формат «потока», слог лёгкий, ясный и легко воспринимается, ты не путаешься во временнЫх рамках, хотя воспоминания и сплетаются с настоящим.

*где ты, Мари? (нем.) «Marie» by Annenmaykantereit)

Огромное спасибо olgavit за рекомендацию, рада, что познакомилась с новым для себя автором, буду и дальше продолжать знакомство. Прочитано в рамках Новогоднего флешмоба 2022

Комментарии


а я рада, что Вам понравилась книга)


Очень приятно написана рецензия, прочитал как книгу