Больше рецензий

23 января 2022 г. 18:23

165

4 "... Убийство на поле для гольфа..."

Дьявол кроется в деталях, а красота - в простоте. В отношении литературы в целом эти догмы как нельзя более уместны в качестве руководства к действию, а применимо к данному произведению Герд Нюквист именно ими можно охарактеризовать авторский литературный стиль. Если Вам хочется нагромождения сюжетных линий, множественности персонажей, сложных и запутанных развязок, зрелищного экшена или физиологической кровавости, то можете смело проходить мимо этой книги. По сравнению со своими сородичами по детективному жанру она выглядит несколько простовато и незамысловато. Но в том-то весь и фокус, что эти качества не отталкивают, не раздражают и не умаляют ее достоинств на фоне остальных сложно-завитушных детективов! Она вобрала в себя множество черт, присущих классике этого жанра, и наложила их на более-менее современную канву. Таким образом, это произведение оказалось где-то на стыке между классикой и современностью и отнести его хоть к одним, хоть к другим кажется абсолютно невозможным... Правда, встречала мнение, что некоторые читатели записали его в ретро-детективы, что меня весьма удивило! :) Да, в книге отсутствуют мобильные телефоны, интернет и тому подобные современные блага, но только лишь это не делает книгу ретро-детективом! :) Я лично очень приветствую произведения, где к разгадке герои приходят с помощью своих серых клеточек, а не благодаря умению пользоваться всевозможными новомодными информационными технологиями. И эта книга как раз из таких!

Сюжет разворачивается в Осло в 60-е годы ХХ века. Нельзя не отметить то, как любовно Герд Нюквист описывает осеннюю норвежскую столицу. Глазами и устами своего главного героя она пытается поделиться с читателем тем трепетным отношением, которое вероятно испытывала к этому городу сама и которое перенесла на Мартина Бакке. Происшествие, давшее толчок для развития данной истории, происходит в конце лета и вынуждает Бакке посвятить расследованию все осенние месяцы, благодаря чему присущие этой поре года запахи, звуки и погодные явления органично нашли свое место в сюжете. Если деление книг на сезонные имеет место быть, то "Покойный просил цветов не приносить" очень подходит для осеннего чтения. Есть в этом произведении некая уютность и неторопливость, которыми на мой взгляд должны обладать осенние книги.

Мне нравятся сюжеты, где расследование ведут непрофессиональные сыщики. Центральный персонаж этой книги в обыденной жизни очень далек от преступлений - он обычный школьный учитель средней руки. В чем-то робкий, местами нерешительный, кое-где наивный... И оттого - живой и настоящий. И сидеть бы ему тихо-мирно со своим 5-м английским классом, но судьба распорядилась иначе - он ввязывается в это дело лишь только потому, что оно коснулось знакомых ему людей. Что в свою очередь накладывает определенный отпечаток на его восприятие этой ситуации... И убитые, и подозреваемые, выражаясь парфюмерной терминологией, "сидят слишком близко к его коже", отчего и расследовать, и подозревать, и обвинять гораздо сложнее. Отдельная моя похвала касается того, что несмотря на то, что Бакке был последним, кто видел покойного живым и первым, кто обнаружил его умершим, писательница не пошла по тому пути чтобы сделать его обвиняемым №1 и повесить на него необходимость обелить свое честное имя! На дух не переношу подобные литературные ходы и несказанно рада, когда авторы не опускаются до подобной банальности! Помимо сыщика-любителя в книге есть и профессионал, который, снова таки хвала автору, не выписан полным неумехой и профаном - он наравне с главным героем имеет определенные успехи в расследовании, но в отличии от последнего ограничен в своих действиях буквой закона.

Герд Нюквист не стала уж слишком детально вдаваться в подробности мыслительной деятельности нашего случайного сыщика - здесь мы не встретим пошагового анализа и отработки различных версий произошедшего, перед нами не вскроют черепную коробку этого героя и не позволят взглянуть на то, как вертятся колесики в его голове. В связи с чем лично мне было мало исходных данных для того, чтобы выдвигать какие либо свои собственные версии произошедшего. То самое связующее звено, которое должен был вспомнить из своего детства Мартин, чтобы соединить в единую цепь события прошлого и настоящего, естественно, было до последнего недоступно читателю, а ведь на нем по сути и строиться основа обвинения. Это воспоминание - первый кирпичик во всей этой истории. Поэтому догадок я не делала, а просто наслаждалась чтением, будучи готовой к тому, что любой из троих подозреваемых окажется преступником. Мне была неприятна вся троица, поэтому в моем представлении каждый годился на роль злодея. Хотя я и допускала, что автор может схитрить и на самом деле детектив в развязке окажется совсем не таким герметичным, как нас долгое время убеждали. Финал получился театрально-эталонно-классическим - подобное можно встретить и не раз у самых именитых мастеров жанра. Когда доказательств слишком мало или они слишком ненадежны, в ход идет добрый старый блеф. И в этой истории, что называется, шалость удалась. Я не скажу, что я слишком довольна этой книгой - при желании можно отыскать немало поводов для критики, но она попала мне в нужное настроение, читалась легко и увлекательно и подарила несколько часов приятного времяпровождения. Такие книги тоже нужны и важны, поэтому с Герд Нюквист и ее Мартином Бакке я не прощаюсь.

Книга прочитана в рамках 17-го тура игры "Вокруг света"