Больше рецензий

Neveyka

Эксперт

по пуньканью шариков в телефоне

23 января 2022 г. 18:08

504

4 Меня зовут Иниго Монтойя, ты убил моего отца, готовься к смерти!

Скажу честно, я в жизни не стала бы читать Камшу, если б не грядущая экранизация. Да и шла она у меня тяжело – в среднем я читаю по книге в неделю, но на «Красное на красном» у меня ушло три месяца… Ну, во-первых, Вера Викторовна с порога придавила меня эпичностью – первые страниц шестьсот она абсолютно никуда не торопилась. Половина лора описывалась в сносках, и в какой-то момент меня начало укачивать от бесконечных ёрзаний вверх-вниз по тексту. Во-вторых, история полна выражений типа «сяпала калуша по напушке», НЕ снабжённых сносками. Кто-то жалуется, что в фильме много непонятного. Ха! В кино хоть картинку показывают, а с книгой ты сидишь и гадаешь: калуша – это кто? Она за наших или за врагов? А напушка – это где? И кто-то вообще объяснял, что такое эта чёртова Этерна?? Первую половину, как раз ту, по которой снят фильм, меня мучали вьетнамские флешбэки из «Мушкетёров». А я терпеть не могу мушкетёров. Там нормальный только Ришелье, все остальные пьяницы и дегенераты, а Д’Артаньян так и вообще паркуется как мудак. Поэтому в какой-то момент я почувствовала, что мы с Камшой вот-вот разведёмся. Но потом появился Алва, и он был прекрасен как дитя Ришелье, и в книге наконец-то стало происходить что-то интересное. Жаль только, что фильм как раз на этом и закончился. Впрочем, на протяжении всей истории меня потряхивало практически ото всех героев. Ну сами посудите. Ричард Окделл и гамлетовские монологи в стиле «Меня зовут Иниго Монтойя, ты убил моего отца, готовься к смерти». Мышцы моего глазозакатывательного механизма, кажется, уже бугрятся. В те триста раз, что этот святой-великомученик борец за Правду и Справедливость, Человек Чести, думал о том, как бы пырнуть Алву в спину ножом, моё тело пыталось закатить уже не только глаза, но и мозги. Идеальный образчик всех бед и забот пубертата. Альдо Ракан. Человек, продавивший Аляску американцам. Ну вот давайте отвлечённо. Приходит изгнанный наследный принц в кабак, а там к нему подваливает главарь местных Свидетелей Иеговы с интимной стрижкой на голове и говорит: – Сударь, у меня тут до фига долларов скопилось, давайте я спонсирую ваш талигойский Майдан, а вы мне за это старую столицу отпишите, мм? – Зачем вам Питер, там ведь болото? – спрашивает Альдо. Ну там, как минимум, ещё Эрмитаж и Газпром, но не всем, видимо, об этом известно. – Ну... надо мне, – отвечает главный Свидетель Иеговы, и на том они бьют по рукам! Альдо, мой патлатый друг с просветлёнными глазами спаниеля, что за мутная сделка с тамплиерами? Робер Эпинэ. Я в жизни встречала несколько таких примеров, когда нормальный умный мужик дружит с идиотом. Что связывает таких людей? Нет, я понимаю, что в книге их с Альдо связывает совесть и честь Эпинэ. Просто принципы уж слишком сильно портят Роберу жизнь. Алва примерно в такой же позиции, но он ни секунды своего времени не тратит на страдания. Робер же из каждой рекламной паузы устраивает сессию психотерапии с ручной мышью. Ты «слишком стар для всего этого дерьма»? Ты не трамвай, Робер, а если честь – короткий поводок, так может, ну её на фиг, такую честь? Рокэ Алва. Единственный вменяемый парень! Первый Маршал, он знает, что не доживёт до пенсии, и оттого живёт так, как никто другой. Нет никаких приступов размусоливания-обсусоливания. Он думает о деле и делает дело, а в перерывах кайфует от жизни. Всё вокруг – игра, и именно поэтому не дрожит рука в решающий момент. Кто-то сказал, что, мол, Алва «слишком крутой». Ну на фоне остальных лопухов как бы да. Просто он занят делом, а не эмоциональной эякуляцией, кутежами или утиранием собственных соплей. Он не прикидывается тем, кем не является, и в итоге оказывается, пожалуй, самым честным из всех. Я не говорю, что он не жесток. Но он не злобен и не тонет в обидах на жизнь. Он прагматичен. Он обманщик и хитрец. Но даже в своей лжи и хитрости он абсолютно честен перед самим собой. И поэтому он крутой. И не слишком, а в нужной степени. Потому что без него, пардон, «Красное на красном» было бы невероятно скучной книгой. Впрочем, для меня это всё равно история об относительности чести. Задорнов когда-то в интервью сказал, мол, честь и достоинство перестали быть ценностями в современном мире, и я тогда была с ним полностью согласна. А сейчас я думаю, может, это естественно? Может, они и правда социальный атавизм? Разве они не были во многом картинны и искусственны или насильственны словно тот же поводок? Для меня Камша это показывает очень явственно. Как бессмысленно страдают люди, связанные честью, как бахвалятся честью те, что её на самом деле не имеют, как формально её лишены те, кто действуют согласно ей. Честь абсолютно относительна. И уж тем более зависит от того, какой учебник по истории вы прочтёте. Пусть лучше будет мир, где принципы и ценности меняются вместе с человеком, чем мир, где честь ведёт к погибели, в которой нет абсолютно никакого смысла.