Больше рецензий

Rita389

Эксперт

экспирт-побокальник и тихушница игровых флудилок

21 января 2022 г. 21:58

449

4

Очередной цикл очередной писательницы о Тюдорах. Похоже, что именно эта английская династия пользуется бОльшим вниманием беллетристов.
По-моему, Филиппа Грегори умело балансирует на грани между историческим и любовным романными жанрами. Эта часть цикла посвящена Екатерине Арагонской от её присутствия при завоевании венценосными родителями Гранады до битвы с шотландцами. Хорошее, ещё не склочное время, многочисленные любовницы Генриха 8 ещё не мелькают так часто, отравляя Екатерине жизнь.
В прочитанных мной раньше циклах о Тюдорах писательницы сочувствовали овдовевшей Каталине, описывая её первого мужа, принца Артура, слабым, болезненным, вялым и равнодушным юношей. Грегори же заставляет Артура повзрослеть за один морозный день и возмужать, пробудив сочувствие к супруге. Екатерина здесь, как Шахерезада, посвящает мужа в подробности испанской истории и мавританского фольклора. Как и во всех циклах, Екатерина безоговорочно доверяет родителям, Изабэлле и Фердинанду, но также она без ума от культуры и науки завоёванного мусульманского народа. По сравнению с богатейшими дворцами Гранады, Англия кажется ей грубой непросвещённой деревней. Жители, в том числе и аристократы, грязны и неопрятны, гигиена и медицина не развиты. Екатерина сравнивает свёкра с грубым купцом или писарем, впервые встретившись с ним по дороге в Лондон.
Скоро Екатерина убеждается в огромнейшей ошибке Изабэллы, разрушившей мавританскую культуру, приведшей в упадок университеты, изгнавшей из страны иудеев и мусульман. В романтических представлениях Екатерины исламская Испания до её завоевания - это просвещённый рай мирного сосуществования трёх религий и процветания всех людей книги. Действительно, как бы повернулась история, возвысилась бы Англия, а за ней английские Соединённые Штаты, не прими Изабэлла этого узкого решения. Может, богатства иноверцев можно было бы пустить в оборот не только репрессиями?
Как и в других циклах, юный Гарри, а затем Генрих 8, представлен избалованным, тщеславным, не принимающим возле себя никаких лидеров, но, однако, ведомым лентяем, способным только на турниры, хвастовство и заигрывания. Грегори не напирает так на его склонность к любовным песням, больше показывает его ведомость и эгоизм. Автор изрядно уделяет внимание властолюбивой бабке Генриха, о которой в других циклах упоминают меньше.
Слушала роман в исполнении Леонтины Бродской. Поразительно, но пришлось ускорить в 2,5, а к концу и в 3 раза. Возможно, запись оцифровывали с кассет с замедленным воспроизведением, ну не реально настолько медленно читать, растягивая слова. Могу ошибаться, но голос чтицы, кажется мне знакомым по дубляжу фильмов 90-х, но могу и путать, но в дубляже читают точно быстрее. Если запись сделана с диска, тогда причин замедленности назвать не могу.

Роман прослушан в Коте в мешке и как маршрут полёта к Козерогу.