Больше рецензий

Andronicus

Эксперт

Записки с верхней полки метафизического плацкарта

17 января 2022 г. 22:23

2K

4 Детки в клетке

Изначально этой рецензии не должно было быть. Со всеми литературными играми я расквитался еще в прошлом году, традиционно пополнив свою копилку долгов еще парой пунктов. И вроде бы больше писать рецензии   плодя  бессмысленные сущности  нет особого резона. Пей, гуляй, да танцуй танец тандава, не забывая раздавать звезды словно эксперт из международной компании занимающейся производством шин. Однако видимо примерно к двухсотой рецензии вырабатывается стойкая психологическая зависимость от графомании и я просто  не смог ограничиться стандартной отметкой о прочитанном. Не скрою это должна была быть рецензия полная разочарования и недоумения. В духе того что мне непонятно откуда у этой книги столько положительных отзывов.  О том почему я решил что книга богата именно на положительные отзывы, если даже сейчас я до сих пор не знаю ее средней оценки у пользователей, предпочту умолчать, но  надо же как то начинать рецензии, кто из нас не без греха. Так же  хотел я едко написать что роман значительно выигрывает в кратком изложении синопсиса Галиной Юзефович. Что в реальности книга оказалась куда прозаичнее и банальнее. И тут мне понадобилось освежить в памяти имена персонажей и случайно выяснилось что об одном из них есть целая англоязычная статья, ознакомившись с которой  я наконец понял как же меня ловко обвели вокруг пальца.

На холме стоит замок блэквудов  без призраков зато с  обитающими там двумя сестрами, восемнадцатилетней Мерри Кейт и двадцативосьмилетней Констанс. Компанию сестрам в замке составляет их парализованный ниже пояса дядя Джулиан. Сестер ненавидит весь город из-за  трагических событий произошедших в недавнем  прошлом семейства блэквуд. Если честно для меня так и осталось загадкой почему семейная трагедия стала столь веской причиной для ненависти целым городом, впрочем, мне так же осталась непонятна резкая смена отношения горожан к сестрам в финале, так что спишем все на недоступную для разумения российскому обывателю загадочную американскую душу. Сестры ведут крайне закрытый, граничащий с агорафобией  образ жизни. Замок покидает только младшая Мерри Кейт и то только затем что бы восполнить запас продуктов и взять книг в библиотеке. Однажды к сестрам пребывает их двоюродный брат  Чарльз и этот визит грозит разрушить установившейся порядок вещей  принеся в жизни  сестер кардинальные  перемены.

Роман  Шерли Джексон легко можно принять за довольно проходной триллер с элементами готики, но стоит чуть пристальнее вдуматься в сюжет и рассказ самым мистическим образом преобразуется в историю о психопате настолько талантливым в искусстве манипуляции, что избежать этих чар не под силу даже читателю.

Мы живем в замке это тот редкий случай когда личность «злодея» с первого предложения, но это оказывается совсем не важно. «Злодея» этой истории даже нет нужды оправдывать или давать обьяснение его поступкам. Он таков какой он есть. Существующий в собственном магическом королевстве, в дальнейшем практически без изменений перекочевавшем в Осиную фабрику Бэнкса. Королевство это живет по собственным не подчиняющемся логике законам. Персона« злодея» совсем не важна ведь даже раскрытие его личности происходит в совершено случайном диалоге, как бы вскользь и удивляют куда меньше чем допустим слова дяди Джулиана о том что Мерри Кейт умерла в приюте несколько лет назад. В этой истории поражает совершенно другое, когда приходит осознание, что всю книгу тебя водили за нос оставаясь при этом на виду. Происходит это во многом от того что Джексон мастерски выписывает своих персонажей и в какой-то момент раздражение начинаю вызывать решительно все герои. Грамотно смещая акценты Джексон будто бы создает ширму не дающую увидеть спасение в персонаже казалось бы преследующем исключительно корыстные цели. Это манипуляция такой силы, что даже когда происходит оно на глазах у читателя, все равно сохраняется ощущение нормальности происходящего. И только уже гораздо позже приходит осознание того что роман о родственных душах может в одночасье обернуться трагической историей о том, как казалось бы самый близкий человек становится непреодолимым препятствием на пути к свободе.