Больше рецензий

17 января 2022 г. 12:37

1K

3 Ноги из глины.

В конце девятнадцатого века на одном из тюремных эшафотов Лондона была повешена женщина по имени Элизабет Кри. После долгого судебного разбирательства её объявляют виновной в отравлении мужа. Но возможно, что всё намного, намного сложнее...

Ох, как же Потрошителю, кем бы он ни был, на том свете икается. Вообще я очень быстро начал думать - а зачем, собственно, было придумывать убийцу, чуть ли не зеркально копирующего Потрошителя? Зачем вводить в сюжет личностей вроде Маркса или Гиссинга, если они вообще ничего не дают истории и появляются в ней просто ради эффекта "вау, это же тот чувак"? Зачем... зачем это всё вообще?

Художку Акройд пишет точно также, как нонфикшн: с попыткой разобрать все подводные камни, даже там, где читатель спокойно разберётся сам. Он слишком склонен разжёвывать мотивы и чувства своих персонажей, да даже метафоры. Машину Бэббиджа он, ничтоже сумняшеся, в тексте прямо называет големом - а то вдруг не поймут, что название у романа многозначное. Причём это не тот весьма неприятный случай, когда автор считает читателя идиотом - скорее профдеформация. Акройд относится к читателю как добрый профессор к студенту: ты ещё маленький и глупый, я тебе сейчас расскажу, как ты должен думать.

Книга сильно напоминает пэчворк - её будто сшили из лоскутов других историй, реальных и вымышленных. И сшили аккуратно, старательно, нитки прибрали, края обметали... но вышло всё равно лоскутное одеяло, в котором отлично видно, откуда именно автор выстриг очередной кусок. Джек Потрошитель + многократно упомянутый Диккенс + робкий заход в "Машину различий" + элементы, в том числе вымышленные, биографий... Ощущение в итоге... ну, примерно как от любого среднего псевдовикторианского романа. Местами я прямо вьетнамские флешбеки к Саре Уотерс (которую тоже считаю не особо оригинальным и удачным представителем жанра) ловил.

У "Процесса" какой-то бесконечный разгон и никакого основного действа - книга плавно скатывается в финал, так и не дав никакой яркой пиковой точки. Может, это потому, что я вообще не понимаю, как можно не сложить в голове примерно всё сразу же, и от того роман откровенно скучно читать. Он приятно написан, в нем в принципе интересно выстроено повествование, местами книга даже атмосферна... но этого мало. Она не удивила ничем и не обманула ожидания ни единого раза. Даже финал в итоге я предугадал почти дословно.