Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 апреля 2013 г. 20:25

911

3

Руководители СССР были, в общем-то, неглупыми людьми и прекрасно понимали, что по уровню жизни советская страна безнадежно отстала от загнивающего Запада. И никакой «железный занавес» не перекроет просачивание информации, что университетский профессор «там» живет не хуже члена ЦК «здесь».
А значит, нужно было выпускать пар недовольства. В качестве предохранительного клапана использовались добровольно-принудительные ссылки на великие комсомольские стройки, а для оставшихся было придумано «зеленое движение» борцов за экологию.
В литературе и искусстве тоже были свои «клапаны». Открытая насмешка Запада над идеологически-выверенной продукцией заставляла терпеть и Арсения Тарковского, и Георгия Шенгелию, и Алексея Германа…, а в литературе – целый слой интеллектуалов-«шестидесятников». Они, как бы, заменяли недоступные советским читателям лучшие образцы модернизма и постмодернизма. И надо сказать, что заменяли вполне достойно. Проза Битова, Трифонова, Аксенова и многих других поэтов и писателей того времени выдержала испытание и вошла в историю.
Но были и «имитаторы», которые, взяв форму, так и не смогли наполнить ее достойным содержанием. На мой взгляд, Анатолий Ким со своим «магическим реализмом» принадлежит именно к этой когорте.
***
С литературной точки зрения «Белка» не выдерживает никакой критики. Если к языку особых претензий нет, он вполне соблюдает формальные требования гладкости и образности, то сюжетная конструкция разваливается прямо на глазах.
Писатель, на самом деле, только закладывает основы создаваемого мира. Дальше тот начинает жить и развиваться по собственным законам, а сам «создатель» превращается в летописца.
Смотрим на то, что сотворил Ким. Четыре человека-белки-художника живут среди более грозных людей-оборотней, которые почему-то всячески пытаются задавить их творческие способности и даже убить. Но, начнем с того, что перед нами еще только неопытные подмастерья, не закончившие даже худучилище, которым до настоящих художников еще расти и расти. И факт наличия внутри каждого из них непризнанного гения ничем кроме взаимного восхищения внутри четверки не подтверждается. Более того, когда Георгий получает все условия для творчества, он не может написать ни одной картины, и единственное, на что его хватает, это гонять по холсту вымазанных в краске жуков.
Но почему-то эти оборотни-белки и есть «настоящие» люди, несущие через века светлые идеи человечества. В чем им всячески мешают завистливые бульдоги, пингвины, быки и прочая мощная живность, скрывающая свои масонские устремления под видом «Клуба любителей домино».
Ким свалил в одну кучу и оборотней, и вампиров, и воскрешение из мертвых, и сюжеты западных блокбастеров 80-х, и неприкрытые цитаты из малотиражной в те времена классики.
От воскресшего из мертвых зомби-Мити, который почему-то виден людям, может есть и даже писАть, но только на свежевыстроганной доске, просто тошнит. Как и от очеловечивания дельфина и превращения его в работника издательства, вытаскивания с того света жены главного героя (на самом деле – коровы), исчезающего карлика с будильником и плоских людей. Конечно, можно сказать, что Ким следует заветам современного фэнтези, которое переписывает сказки с применением литературных приемов, выработанных реалистической традицией. Но за что же так издеваться над читателем? :)
А неприкрытые цитаты из «Мастера и Маргариты» в виде рака у Артюшкина и голой гетеры, подающей Георгию шляпу, ничего кроме раздражения не вызывают. В 80-е, когда Булгаков издавался мизерными тиражами для валютных «Березок», это может и смотрелось оригинальным, но сейчас-то «Мастера…» проходят в школе.
И даже заигрывание с модернизмом, когда один абзац идет от имени одного героя, а следующий – другого, смотрится, скорее, неуклюжей попыткой пристроить когда-то недописанные сценарий или пьесу. Если уж так хочется сохранить полюбившуюся структуру, то для этого есть специальные формы: роман в диалогах, греческая трагедия, наконец.
Вообще, роман смотрится большой компиляцией, попыткой свалить в одну кучу недописанные когда-то вещи, при этом автор даже не утруждает себя выстраиванием единого сюжета и не задумывается над целостностью созданного мира.
Конкретный пример. Вначале идет совершенно немотивированная драка между художником Корнеем Выпулковым и Георгием. А после получасового побоища, когда «они сидели по разным углам, тяжело дыша и хлюпая разбитыми носами», Георгий вдруг произносит монолог на полстраницы текста, который по стилистике больше соответствует речи абсолютно спокойного человека, удобно развалившегося в кресле.
***
Вердикт. Очень слабое с литературной точки зрения произведение, напичканное «псевдофилософскими» мыслями. Претендующее на оригинальность только в отсутствии первоисточников. Плюс, просто патологическая ненависть к богатым, которые обязательно должны быть моральными уродами, масонами или, на худой конец, одержимыми бесами.

Комментарии


Правильно подмечено, что Ким только начал развивать тему; а ведь продолжил - романе "Отец-лес". A с остальным вот категорически не согласна.
И вообще, где вы там увидели плохих богатых? Ева вовсе не плохая, хоть и богатая.


По поводу Евы. :)

«Как им повезло с матерью, какая это была великолепная охотница, жрица добычи, с какой веселой, бодрой неутомимостью отправлялась она на промысел, за ночь могла обежать пол-Земли и к утру возвратиться домой, в нашу уютную пещеру в Сиднее, принося в зубах тяжелые пачки банкнотов.
За внешней хрупкостью и обличьем милой, веснушчатой большеротой девчушки из какой-нибудь среднероссийской провинции, за славянской ее нежной золотистостью таилась чудовищная мощь стальных мускулов, она была совершенством того мира, где великая охота на конкурентов составляет основу и смысл бытия. У нее были заводы, у нее были танкеры, у нее были большие доходные дома почти во всех крупных городах Австралии, у нее была вилла в Монте-Карло, она была владелицей неисчислимых стад тонкорунных овец, в подвалах Цюриха гномы берегли ее золото, она держала в своих белых, нежных с длинными пальцами ручках судьбы тысяч людей и пятнадцати директоров, сплошь из тигров, медведей и буйволов».


разве автор ругает Еву в этой цитате?
Это же великолепная характеристика толкового руководителя, бизнесмена.
Просто в СССР официально "заявлялось", что материалные блага - это вторично, а стремиться жить лучше - это погоня за наживой, презрительно относились к профессии "снабженец", официальная пропоганда вдалбливала населению, что доллары - смертный грех, валютчиков расстреливали, а тем временем, власть предержащие на доллары (или чеки) покупали дефицит в "Березке" и заводили "партийные" валютные счета в Швейцарских банках.


Вообще-то весь контекст говорит об осуждении Евы-львицы. :)
Но если не нравятся ее ночные похождения, то как вот это:

«Велик заговор зверей, охвативший эту планету, и пока нет никакого резона считать его одолимым - никакого резона, коли мы существуем в разрозненности наших отдельных времен. А они, почуяв гибельность для себя в человеческом начале, сумели организоваться, снюхаться в мировом масштабе, так сказать, и я, Георгий Азнаурян, могу свидетельствовать о том, что у них существует международная тайная организация, подобная масонской ложе, самолично присутствовал я однажды на их грандиозном конгрессе в Гонолулу, куда ездил вместе с женою на так называемый (официально) Международный конгресс любителей домино…
Две недели продолжался беспримерный триумф зверья, во время которого было показано все, чем хороша жизнь современных организованных оборотней, и мне приходилось наблюдать таинственные ночные мистерии для самых посвященных, присутствовать даже при человеческом жертвоприношении, когда бросили в громадный тигель с расплавленным серебром купленного специально для этого обряда тайванского китайчонка, а после металл разлили по формам и сделали памятные медали для участников съезда….
Разъезжались участники съезда довольные и счастливые, сердечно благодаря отцов доминошного общества и его покровителей, среди которых одной из самых щедрых была, увы, моя жена Ева».


по-моему, этот пассаж выявляет факт, что из подававшего надежды художника, Георгий превратился в мелочного неудачника, перекладывающего вину за свою наступившую творческую импотенцию на других, а тут и объяснение "подвалило" - всемирный загогор врагов. Что, СССР не валил на капиталистов неудачи в своем хозяйстве?


А вы не забыли главную мысль «Белки»? Весь мир ополчился, чтобы загубить творческий потенциал четырех друзей-оборотней. И Ева – яркий представитель этого мира, сгубившая «талант» Георгия. :)))


Я немного по-другому понимаю главную мысль "Белки" - в каждом человеке сидит высокое ("человеческое") и низменное ("животное"). В наших бедах прежде всего виноваты мы сами - мы сами "ополчаемся" на свою сущность, трусим, бежим от возможности сделать выбор, плывем по течению. Нет никаких других иных - есть мы, этим приемом - разделением на людей и нелюдей - Ким показал дуализм человеческой натуры.


Как-то, на мой взгляд, слабо он это показал.
С литературной точки зрения. :)


Что ж, нет там уточненной эстетики, как у Набокова.
Нисколько роман от этого не теряет.


в подвалах Цюриха гномы берегли ее золото


Роуллинг списала для своего Гарри Поттера :)


Вообще-то, этой распространенной метафоре пара сотен лет, минимум. :)


да-да, это была шутка... :)


Знаете, мне даже кажется, что Ким иронизирует над теорией всемирного заговора, доказывает ее несостоятельность "примеряя" этот сценарий на своих героев, и в итоге приводит читателя к мысли об абсурдности идеи заговора. То есть он идет от обратного - вот заговор, давайте посмотрим, как человек подчиняется зверю, но по ходу повествования мы видим что зверь-то - в самом "пострадавшем", в человеке.


Если бы. О происках империалистов он пишет на полном серьезе. Как и одержимости бесами. (Видать сильно уверовал в 1979 году).
Я уже написал в рецензии, складывается впечатление, что в один роман сведены куски, написанные в течение лет десяти. Я, например, вижу и встроенного в писательскую номенклатуру деятеля, проводящего линию партии, и сильно пьющего человека, и растерявшегося в период перестройки писателя.


Надо подумать о том, что вы видите, а я нет.
Всегда интересно услышать аргументированную точку зрения.
Поспорим в обсуждении!


Мне кажется, что у вас слишком упорядоченное мышление, поэтому непоследовательная структура книги вас раздражает. У меня совсем другая оценка этого произведения и Кима как писателя в целом, но думаю, что у нас будет возможность попрепираться в процессе обсуждения на форуме.

А что касается того, что "просто тошнит", то у всех нас свои предпочтения, кого-то от Маркеса тошнит, а кто-то ему Нобелевскую премию дает, это субъективно. "Недопокойники" в литературе имеют полное право на существование, на то она и литература.

И восприятие стиля тоже субъективно, я считаю, что у Кима просто прекрасный язык. Как песня.


Я же написал в рецензии, что к языку никаких претензий нет.
На мой взгляд, Ким так и не смог выстроить свой мир. Но об этом, действительно, лучше поговорить на обсуждении. :)


«имитаторы», которые, взяв форму, так и не смогли наполнить ее достойным содержанием.
-------------------------------------------------------
Я правильно понял, что форма у кого-то взята? Подскажите, пожалуйста, у кого. С большим бы удовольствием почитал.


Форма взята у южноамериканских магреалистов – Маркеса, Амаду и пр., которых очень любили издавать еще во времена СССР.


Не сказала бы, что Ким подражает южноамериканским авторам. Его проза похожа на японскую.