Больше рецензий

4 апреля 2013 г. 18:51

394

4

Прекрасная книга, рассказывающая о пациентах Приюта. Эта книга для более узкого круга, чем на читателя любителя. Текст читается довольно таки легко, но бывали затруднения в понятии некоторых слов. Книга разбита на части, рассмотрим их:
Часть I. Утраты

"Дефицит", излюбленное слово неврологов, означает нарушение или отказ какой-либо функции нервной системы. Это может быть потеря речи, языка, памяти, зрения, подвижности, личности и множество других расстройств. Для всех этих дисфункций (еще один любимый термин) есть соответствующие наименования: афония, афемия, афазия, алексия, апраксия, агнозия, амнезия, атаксия - по одному на каждую способность, частично или полностью утрачиваемую в результате болезни, травмы или неправильного развития.


Все герои-пациенты что-то потеряли. Профессор потерял суждение - свое понимание того, как вещь относится к другим вещам; мореход потерял время, застрял в 1945 (хотя на данный момент был 1976 год, если не ошибаюсь),Кристи перестала чувствовать свое тело, и управлять могла им только глазами (смотря на руку она могла ею шевелить), другой принял свою ногу за чужую, из-за чего падал с кровати (а нога-то парализована), а следующий вообще случай интересный: Мадлена, слепая с рождения, 60 лет старушка, не могла управлять собственными руками! Ее этому не научили. Но в Приюте ее научили обращаться с собственными руками =). Другие пациенты не имея пальца, или ноги ощущали их, например, ноги невыносимо чесались, то почесать то нечего! Представляю как им трудно приходилось!
Их всех объединяет не только утрата, но и стремление вернуть часть себя. Например Макгрегор, страдающий из-за болезни Паркинсона, появился крен, из-за осложнения болезни, создал сам себе очки:

Наконец через пару недель механик изготовил рабочую модель в стиле Хита Робинсона. <...> Он торжественно водрузил их на нос, и перед нами предстало странное зрелище: древний старик в очках-ватерпасах собственного изобретения, вперившийся в крошечные уровни, словно рулевой корабля в спасительный нактоуз.


Миссис С. не видела левой части панорамы, и чтобы съесть все, ей было необходимо покрутится на стуле вправо, чтобы увидеть лежащую еду на левой части тарелки. И нанося макияж красила только правую сторону лица, т.к. левую она не видела. Группа афатиков (люди не понимающие слов, но понимают что им говорят по тону речи) смеялись над речью президента (как-никак поняли что он лжет). Также пациент страдающий от агнозии (противоположность афазии) понял что пациент врет по... неправильно составленному предложению! Неправильный порядок слов. В итоге:

Президент легко обвел вокруг пальца нас, нормальных людей, играя, среди прочего, на вечном человеческом соблазне поддаться обману. У нас почти не было шансов устоять. Столь коварен оказался союз фальшивых чувств и лживых слов, что лишь больные с серьезными повреждениями мозга, лишь настоящие дефективные смогли избежать западни и разглядеть правду.


Все они пытались вернуться к нормальной жизни, вернуть себя. А что можно сказать о тех, у кого перебор?
Часть II. Избытки

Но как быть с противоположной ситуацией - с избытком функции? В неврологии нет нужного слова, поскольку отсутствует само понятие. Неудивительно поэтому, что "продуктивная", "энергичная" болезнь бросает вызов механистическим основаниям нашей науки, - несмотря на важность и распространенность, такие расстройства не получают должного внимания.


Но Оливер Сакс рассмотрел.
Рэй страдает синдромом Туретта: этот синдром характерен избытком нервной энергией, а также изобилием тиков, жестов, гримас, ругательств и т.д. Успокаивается он лишь когда занят игрой или пением. Док его вылечивает, но... Рэю не хватает той быстроты, с которой он "пролетал" сквозь крутящиеся двери, да и спокойствие ему надоело... Перейдем к следующему пациенту: у Наташи, пожилой женщины, вдруг заиграла юность. Ей захотелось пофлиртовать с мужчинами (и не только это), да и вообще она вела себя как юная девица. Но она понимала что это плохо:

Потом друзья забили тревогу. <...> "Ты всегда была такая тихоня, - говорили они, - а теперь флиртуешь, хихикаешь, рассказываешь анекдоты - ну можно ли так, в твоем-то возрасте?
- А вам самой как казалось?
- Я была сбита с толку - так захвачена происходящим, что ни о чем не задумывалась. Но в конце концов пришлось. Я сказала себе: "Наташа, тебе восемьдесят девять, и это тянется уже целый год. Ты всегда была сдержанна в чувствах - а тут так разошлась! Ты пожилая женщина, жизнь клонится к закату. Чем объяснить эту неожиданную эйфорию? <...> Тебе слишком хорошо, ты, должно быть, больна!"


Мистер Томпсон "потерял" себя, он не узнают своих близких, забывает где находиться. Он постоянно что-то придумывает, какие-то бессмыслицы... Казалось бы он навсегда потерян... Но вот именно, что казалось! Он находит себя лишь в церкви, причащаясь и молясь. В итоге, душа у него есть.
И живет он в своем внутреннем каком-то мире. А он такой не один.
Часть III. Наития

Человек существует одновременно в двух смысловых вселенных. Одну можно назвать физической, другую - феноменальной. Первая несет в себе аспекты количества и формальной структуры, вторая - качества и целостности мира. У каждого из нас есть особый мир, свои внутренние ландшафты и маршруты, и для большинства они не требуют никаких точных неврологических коррелятов.


Здесь я нашла ответ на давно интересующий меня вопрос: почему двоечники получают "отлично" за экзамен, а так называемые "ботаники" идут на пересдачу:

Судя по всему, описываемая нами пациентка, как и любой человек, хранит в памяти бесконечное количество "дремлющих" отпечатков, которые в определенных условиях, особенно во время сильного возбуждения, могут "пробудиться". Такого роды следы навсегда впечатаны в мозг и скорее всего сохраняются на уровне подкорки, гораздо ниже уровня сознания. Там они могут существовать практически бессрочно в состоянии пассивного ожидания, вызванном либо отсутствием раздражителей, либо подсознательной блокировкой. Эффект снятия блокировки может быть точно таким же, как и эффект прямого возбуждения; эти два процесса способны вызывать и усиливать друг друга.


Так вот оно что! Двоечник находясь в сильном волнении, неожиданно и негаданно, вспоминает как решается та или иная задача, начинает увлеченно записывать на лист решение задачи, тогда как "ботан" рвя на своей голове волосы, не может вспомнить как решается элементарная простая задачка. Встает другой вопрос: как надо учится, чтобы сдать экзамен на "отлично" или хотя бы "хорошо"? (Мне как-никак сдавать в следующем году треклятое ЕГЭ)
Вернемся к наитиям. У миссис О'С заиграло радио в голове. Причем играло оно не просто какую-то музыку, а музыку, которую миссис О'С услышала как-то в детстве, и ей вспомнились все те мгновения, происходящие с ней тогда. Но это были не просто воспоминания, а воспоминания давно забытые, которые не могла вспомнить! Она так давно хотела вспомнить то время, когда она была с родителями в Ирландии, и это свершилось! Но все хорошее, рано или поздно, заканчивается. Радио перестало играть, ушли дорогие воспоминания, но остался лишь осадок - ощущение того, что они были.
Бхагаванди девятнадцатилетняя девушка индийского происхождения со злокачественной опухолью в мозгу. Бедняжка скучает по Индии, и тут, в связи с осложнением болезни, она видит сны, не просто сны, а сны в которых она дома с родителями, с любимым, с подругами... Поначалу сны были мутные, туманные, но чем дальше, тем яснее, и это уже были не только сны, но и видения, когда она закрывала глаза. Она понимает что уходит из жизни, но душой она возвращается домой, в Индию:

Бхагаванди, что с тобой происходит?
- Я умираю, - ответила она. - Я на пути домой - туда, откуда пришла. Это можно назвать возвращением.


Говорят, что после смерти душа возвращается туда, где ей было хорошо. Вполне возможно, что этак. Живым нам не узнать.
Часть IV. Мир наивного сознания

<...> у пациентов с отклонениями в развитии сохраняются определенные умственные способности - не затронутые болезнью и часто даже превосходящие средний уровень, и эти способности делают неполноценных в одних отношениях людей абсолютно состоятельными и глубокими в других. Не концептуальные свойства мышления - вот что можем мы наблюдать с особою ясностью в жизни "наивного" сознания.


Да, эта часть про умственно отсталых (или неполноценных) людей. Они нам кажутся дурачками, но в чем-то они нас превосходят. Например близнецы, они разговаривают между собой только простыми числами (что тоже примечательно). Они могут угадать день недели, если им назвать число и год, вернее даже не угадать, а "посмотреть". Они вертят вокруг глазами, словно просматривают карту или календарь, и дает ответ за считанные секунды! А они умственно неполноценные! Почти тоже самое и с Хосе, неспособный ни к чему, он прекрасно рисует, и не только какую-то отдельную вещь, но и способен нарисовать целую панораму!(не нарисовать правда, а срисовать) Скорее всего они живут в другом мире, или видят по другому мир, который видим мир.
По тексту: текст написан отлично, но бывают затруднения при прочтении: то слово непонятно, либо отвлечешься на некоторое время, а когда вернешься - непонятно о чем вообще текст и приходилось возвращаться назад.
По автору: не теряет способности удивляться, смотрит на пациента не только со стороны неврологии, но и со стороны человеческой, что меня очень порадовало =), также автор говорит не я, а мы (кто мы - тоже не совсем понятно). Также ом много цитировал Хьюлингса Джексона, Курта Голдштейна, в особенности много цитировал А.Р. Лурия - все они выдающиеся ученые неврологии.
В целом: книга приятна, ее может прочитать каждый, она понятна вне зависимости от неврологических терминов. Интересно "посмотреть" на "не таких, как мы".
Замысел книги остался скрытым для меня.
P.S. 4/5 из-за смысла книги и некоторой трудности прочтения.

Прочитано в рамках игры "Дайте Две!" из вишлиста Anggva .

Комментарии


могу предположить, что "мы" - это команда, с которой он работает. статьи тоже всегда пишутся от множественного числа.