Больше рецензий

8 января 2022 г. 18:07

249

4

Центральный персонаж "Американхи" Ч.Н. Адичи - уроженка Нигерии Ифемелу. Она ведёт рассказ о своей жизни в Нигерии, а затем в Америке, куда она уезжает учиться в университете. В романе описываются сложности, с которыми сталкиваются люди, прибывшие из других стран, как им тяжело найти работу, как трудно стать частью культуры нового государства. Ифемелу долго не удавалось трудоустроиться, она утопала в отчаянии и чувствовала, что "воюет со всем белым светом, а каждое утро просыпалась, словно избитая, воображала орды безликих людей, и все - против неё". Читая роман, я долго пыталась понять, прочувствую ли я тоску, захлестнувшую главную героиню, ведь я всю жизнь живу в родной стране, мои близкие рядом со мной, я работаю. Как проникнуться проблемой, если тебе она, к счастью, не знакома? Только если посмотреть глубже: единственная ли тема романа - проблемы с социализацией в чужой стране? Разве не можем ли мы чувствовать свое одиночество в стране, где родились? Можем. Ещё как можем.
Одиночество и чужеродность чувствуешь всегда и везде, если твое мироощущение хоть на каплю, но отличается от других.
В обществе до сих пор царит дух большинства. Делай так, как делают другие. Думай так, как принято веками. Распланируй свою жизнь по временным отрезкам, а в них засунь по событию, которые "должны" происходить со всеми "нормальными людьми". Так было и так будет. В романе много персонажей, которые живут не так, как им хотелось бы, "утонувшие в нужде изобретать себе не свою жизнь". Они несчастны, и неважно, где, в родной стране или за рубежом. Так, две сестры, родившиеся и живущие в Америке, характеризуются автором следующим образом: "Несчастье Кимберли было внутренним, непризнанным, заслоненным её стремлением к тому, чтобы все было таким, каким должно, а также надеждой: она верила в счастье других людей, поскольку это означало, что и она однажды станет счастливой. Несчастье Лоры было иным, колючим, - она желала, чтобы все вокруг неё были несчастны, поскольку убедила себя, что несчастной она будет всегда". Конфликт всех этих людей сводится к простой проблеме: они не смогли приобрести умение "уютно пребывать внутри себя самого даже в толпе". Пытаясь жить так, как принято, они теряют возможность обрести душевную гармонию. Боясь прислушаться к своим истинным желаниям, они становятся врагами самим себе.
Ифемелу спустя время нащупала в себе смелость не казаться той, которой не была. И первым шагом на пути к независимой жизни стал отказ от американского акцента: "Она присваивала себе - слишком долго - тон голоса и способ жить, которые были не её". Такой маленький шаг, казалось бы, но именно подобные незначительные на первый взгляд вещи приближаются человека к жизни в гармонии с самим собой.
Интересным для меня оказалось погружение в расовую проблему Америки. Во многих сферах жизни прослеживается продвижение расового равноправия. Особенно заметно это в кино. Меня часто удивляет своей абсурдностью повальное участие актёров с чёрным цветом кожи в исторических картинах, к примеру, о средневековье. Но после прочтения книги я буду менее категоричной в оценке этого явления, которое хотя и не потеряло своего безумия, но обрело бледные причины, объясняющие, почему расовый вопрос в Америке по-прежнему остаётся настолько острой проблемой.
Однако, несмотря на интересные мысли, изложенные в романе, общее впечатление от истории оказывается испорченным искусственной и натянутой любовной линией, похожей на приторную розовую жвачку, прилепленную под столом недалёким подростком. Настолько она болезненно глупа и очевидно ядовита.