Больше рецензий

pshik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 января 2022 г. 14:46

1K

4.5 Логики - важная часть человеческой жизни

Когда дело доходит до выяснения истины в обычной жизни и рассуждений с коллегами и друзьями на различные темы, понимаешь - зря Логику убрали из школьной программы. Иной раз выводы по тому или иному вопросу общественной жизни, политики и пр. кажутся такими детскими, наивными и нелепыми, что не можешь поверить, что эти выводы делают взрослые люди. А все ведь в чем заключается: неправильно установленная причина даёт неправильно выведенное следствие. Люди часто рассуждают поверхностно, нередко нарушая логические законы.

Пример из жизни. Неподалёку живёт знакомый, который занимается вопросами дома на правах местного юриста. Его выбрали председателем, и он, хорошо разбираясь в своей сфере по управлению общедомовым имуществом, постепенно улучшает жизнь этого дома (новые пандусы, хорошие дорожки и т.п.), но, естественно, за счёт жильцов (все скидываются на благоустройство, ТСЖ это называется).
Так вот, до близкого общения с ним я считал его эдаким молодцом активистом, добряком и альтруистом. Сам вызвался руководить процессом, всем старается угодить и жизнь улучшить. Пришло время выборов в нашей стране, чем они закончились - знаете. До этого он меня убеждал в том, что мы сами решаем свою судьбу, ну, с помощью выборов, что вот сейчас придёт хороший руководитель и страна заживёт по-настоящему.
Выборы прошли, результат известен. Я проходил мимо его дома, встретились, разговорились. Он мне выдаёт: а что тут хорошего могло быть - какие люди, такой и результат. Т.е. он стал меня убеждать, что во всех бедах страны виноваты обычные люди, т.е. мы с вами. Люди тупые, свиньи, бездарные и безынициативные и т.п. Но в то же время он начала расхваливать себя, какой он молодец и сколько всего делает. Вот были бы все, такие, как он, тогда бы зажили.

Что мне показалось неприятным и одновременно нелогичным в его рассуждениях? Да много всего.
Ну, во-первых, человек не рождается свиньёй, безынициативным, тупым и т.п. Прежде чем состояться, маленький человек проходит множеством социальных институтов и если эти институты работают не корректно, то мы получаем именно таких людей, каких описал мой знакомый. Кому же удаётся вырваться из подобного порочного круга? Тем, кто в ходе последовательного родительского воспитания обрёл критичность мышления и способен взглянуть на систему со стороны. Какие именно родители попались ребёнку от него самого зависит? Нет. В какой системе он родился от него зависит? Нет. То есть палка о двух концах. Можем ли мы винить человека, родившегося в определённой системе при определённых родителях и определённом воспитании, во всех бедах системы? Логично определить, что нет. На самом деле вопрос этот ещё глубже и ещё сложнее. Разрешить его, свалив всю вину на ближнего не самое умное и логичное решение. При этом знакомый с презрением относился к нашему прошлому, но не уставал замечать, что люди такими свиньями стали не так давно. Как у него в голове укладывались две противоречивые мысли, я так и не понял. Человек выводил из логичных причин нелогичное следствие, а в конце, когда была очевидна его неосведомлённость и неспособность прийти к верному и правильному выводу в формате того спора: бытие формирует сознание (и тут я веду речь о большинстве, а не об отдельных индивидах) - он возвращался к заезженной пластинке: "вот я так не делаю..." Я снова и снова говорил ему, что ты родился в другой семье, нежели твои "соседи-свиньи", у вас было другое материальное положение, ты смог получить высшее образование, заплатив за него, а они нет, факторов множество, а перевоспитанием отдельных личностей должна заниматься система, а не индивид.
Вот тогда я реально осознал, что логика ой как важна для человека и для жизни в человеческом обществе. Логика руководит множеством процессов, влияя как на наши решения, так и на качество жизни большинства в целом. Логика пронизывает многие сферы, идёт с ними рука об руку.

Теперь конкретно о данном издании. Интересное, сложное, полезное. Не все главы давались мне просто. Особенно спотыкался на главах со схемами (хотя, казалось бы).
Но есть в этой бочке с мёдом и пару ложек с дёгтем. Так в книге по логике мне попались абсолютно нелогичные суждения (причём отмечено, что они не логичные, не было).

Пример суждения:
"Русский народ есть наиболее выдающаяся нация из всех наций, населяющих СССР" - что, разумеется, ошибочно. Что делает русский народ наиболее выдающимся? Кто именно относится к этому определению? Множество ученых, являющихся советскими гражданами не являлись при этом русскими. Да возьмём, хотя бы, самого вождя, которого не стало за год до публикации данного издания.
Стоит отметить, что в предыдущих версиях данного учебника под другим авторством подобных суждений не заметил. То есть их в определённый момент добавили, но для чего?

Или вот ещё:
"Советский человек, самый культурный человек в мире, должен уметь сознательно, пользоваться логическими законами, чтобы всегда правильно мыслить и уметь разоблачать необоснованные утверждения, ложь и клевету врагов нашего народа" - а врагов не "нашего" народа, а врагов пролетариата, разве не такова был идея коммунизма (которой, собственно, в этой фразе и не пахнет). Более того, уверять детей в том, что советский человек "самый культурный человек в мире" тоже как-то заведомо самоуверенно, ведь нельзя каждого второго назвать культурным. Опять же, это будет зависеть от многих факторов. Так же, как нельзя назвать некультурными всех тех, кто живёт в кап странах. Зачем такие высокопарные фразы? Логика должна присутствовать всегда и во всем. И я явно ощущаю, как через эти мелкие фразы, появляющиеся всё в новых и новых изданиях страна медленно уходит от оригинальной идеи, которая могла бы изменить мир действительно к лучшему, обращаясь вместо этого к каким-то странным и нелогичным заявлениям. Обман не может идти рядом с логикой.

Суммируя всё вышесказанное, считаю книгу полезной для изучения не только взрослым, но и детям. Однако родителям стоит пояснять ребёнку подобные фразы и рассуждать на тему, почему те или иные из них стоит относить к ошибочным. Даже авторы учебников порой ошибаются (намеренно или случайно, мы не узнаем), и на это стоит обращать внимание при изучении материала. Возможно, стоит даже ознакомиться с предыдущей версией учебника под другим автором, опубликованную в 1949 году.

Комментарии


Более того, уверять детей в том, что советский человек "самый культурный человек в мире" тоже как-то заведомо самоуверенно, ведь нельзя каждого второго назвать культурным. Опять же, это будет зависеть от многих факторов. Так же, как нельзя назвать некультурными всех тех, кто живёт в кап странах. Зачем такие высокопарные фразы? Логика должна присутствовать всегда и во всем.

Мне кажется, что вы сами здесь не совсем логичны. Во -первых, нужно определиться с самим термином "культурный человек". Я жила в советское время и знаю, что многие люди, действительно, были культурными. Система втягивала в процесс всех, хотя не все этому поддавались. На Западе живу уже 30 лет и мое личное мнение, что культурных людей здесь единицы. Но зато большинство из них люди воспитанные. Здесь они всегда вежливо и улыбчиво с вами общаются, но вы им глубоко безразличны. Культурность и воспитанность не одно и то же. От количества безграмотных людей впадаешь в состояние шока. Но при этом они могут быть очень милыми, общительными людьми с хорошими профессиональными качествами. Но последнее время даже с профессиональной точки зрения намечается резкий спад. Количество "непрофессионалов" расстет лавинообразно. Кстати, эти люди легко поддаются любой пропаганде. Вот сейчас им рассказывают о "плохих русских" из каждого утюга и у большинства не возникает ни тени сомнения в таких "логических выводах".

А что касается

"Русский народ есть наиболее выдающаяся нация из всех наций, населяющих СССР" - что, разумеется, ошибочно."

Думаю, что это не было ошибкой ни в малейшей степени. К этому выводу пришел именно Сталин, что называл себя "русским грузинского происхождения". Это не был националистический лозунг ни в малейшей степени. Весь СССР держался на русских, но и русские же несут ответственность за развал СССР, а не прибалты или еще кто-нибудь.


К этому выводу пришел именно Сталин, что называл себя "русским грузинского происхождения".

Не приписывайте пожалуйста Сталину фраз, которые он не говорил!
Ни в какой историческом источнике вы не увидите этой фразы "русский грузинского происхождения". Понимаю что красиво, но это лишь придуманные слова.
Извините, но коробят мифы о Сталине, что слева, что справа.


Ни вы, ни я не являемся историками, чтобы утверждать, что он это говорил или не говорил. Об этой фразе есть воспоминания каких-то конкретных лиц из окружения. Соврали они или нет - другой вопрос. Не думаю, что соврали, так как имел место быть, например, тост Сталина "За русский народ!" и по логике вещей мог сказать и этy фразу. Если вы считаете ее мифом, то опровергайте с фактами и ссылками на тех, кто это "исследовал". А так это лишь ваше мнение против моего и каждый останется при своем.


А для этого не нужно быть историком, просто прочитайте около 600 книг о времени Сталина и о Сталине, как я, например.

Об этой фразе есть воспоминания каких-то конкретных лиц из окружения. Соврали они или нет - другой вопрос. Не думаю, что соврали

Это не доказать и не опровергнуть, просто помните, соглашаясь с некоторыми людьми, которые приписывают Сталину те или иные фразы, в следующий раз в можете оказаться в дураках.
Сегодня вы согласились с фразой "русский грузинского происхождения" радующую ваш слух и ваше сердце, а завтра вам придется согласиться с фразой типа "нет человека - нет проблем". И вас же уделают вашей же "логикой" - вы что историк, чтобы утверждать, что Сталин не говорил "нет человека - нет проблем"?
А если не будете соглашаться, вас спросят - А почему вы в одном случае соглашаетесь с фразами приписываемые Сталину, а в другой раз не соглашаетесь?
Не обижайтесь, помните, чтобы знать историю, нужно действительно быть беспристрастным, как бы вам не нравились те или иные фразы. Иначе это не история, а художественная книга...


Я не обижаюсь, а пытаюсь понять. Думаю, что я понимаю, что вы имеете в виду. 600 книг о Сталине я, конечно, не прочитала. Но читала очень много, большинство именно негативных, ознакомившись с которыми, поставила знак +, но не книгам, а Сталину. То бишь эффект пропаганды оказался прямо противоположным.
Ваш список в 600 книг впечатлил, захотелось составить личную подборку на эту тему. Займусь в ближайшее время.
Кстати, хочу спросить вас как ленинградца. Какие книжные магазины посоветуете в своем городе? Я только что была там 4 дня и "затоварилась" в нескольких магазианax "буквоеда". Я хотела найти какие-нибудь букинистические магазины, чтобы купить советские издания. Что-то можете посоветовать?


Последние несколько лет я практически не покупаю книг, есть карточка для доступа во все библиотеки города, там и набираю книг ну и много читаю старых дореволюционных книг в интернете.
Если хотите взять побольше книги и подешевле в Ленинграде есть ДК Крупской, там есть пару точек, где можно купить очень хорошую историческую и политическую литературу рублей на 150-200 дешевле чем в буквоеде, раньше там затаривался (понедельник - выходной!)
Старая книга, которой постоянно пользовался есть у метро Академическая, автобусная остановка от метро по Гражданке, наберите если интересно есть группа в контакте (старая книга на академке) - у них еще есть магаз где-то на Васильевском.
Ну и блошиный рынок в Уделке, где часто попадается историческая литература за копейки, недавно купил там нулевые (аж хрустят) 55 томов Ленина за 1000 руб.
Кажется я рассказал о всех "конспиративных" точках (с иронией).


Спасибо за адреса и явки. Запомню. Ленина я тоже купила летом, но на аукционе в Стокгольме за 300 евро.


Мне кажется, что вы сами здесь не совсем логичны.

Недостаточно обоснованное высказывание. В чём я не логичен? Вы не можете утверждать, что советский человек самый культурный человек в мире. Вы не знаете всех людей этого мира, поэтому с логической точки зрения утверждать подобного не можете. Это логика. А личные наблюдения и мнение недостаточны для того, чтобы сделать полноценный логический вывод.

Это не был националистический лозунг ни в малейшей степени.

Я не рассматриваю, чем это было тогда или не было. Я делаю вывод на основе данного примера в учебнике. Данный пример в учебнике наталкивает на националистическую мысль. Подобных примеров в детских учебниках быть не должно. А рассуждать с упором на подобные суждения, то легко можно прийти к чему-то действительно опасному.


Недостаточно обоснованное высказывание.

Именно такими мне показались ваши высказывания по этим двум пунктам.
А что касается предмета "Логика", то его нам всем действительно не хватает. Это как раз "высокообразованный" и столь же "высококультурный" Хрущев выбросил из школьного образования как "буржуазное излишество".


Именно такими мне показались ваши высказывания по этим двум пунктам.

Мне же "показалось" обратное.

Если Вы утверждаете, что знаете об уровне культуры всех людей на планете, и считаете верным выделять/возвышать одну нацию над другой - не вижу смысла продолжать диалог, он заведомо обречён на провальные выводы.


Процетируйте, пожалуйста, если сможете, где я это утверждала. Я написала предысторию того, как это могло попасть в учебник того периода. Это утверждение товарища Сталина. Если вы не согласны с ним, то тема исчерпана.
Мы о логике говорили. Логика либо есть, либо отсутствует. Но не все так просто. Логика может быть разной, например, у вас одна, у меня другая. Разве это плохо? Или станете утверждать, что ваша логика самая логичная и, во всяком случае, логичнее моей? Можете не продолжать, я уже потеряла интерес, так как не вижу ничего нового в данном обсуждении. Пойдем займемся лучше чтением....


Хорошая рецензия. Читал Виноградова, однако "очевидность", повсеместное пользование "здравым смыслом" делают учебник скучным. Одно дело умеючи использовать формальную логику, другое дело подняться до диалектической логики, которая требует куда-больше конкретных знаний для того чтобы апеллировать к аргументам.

Вы правы, что подавляющее большинство в общественных вопросах отрицает здравый смысл.)


Благодарю.



Одно дело умеючи использовать формальную логику, другое дело подняться до диалектической логики, которая требует куда-больше конкретных знаний для того чтобы апеллировать к аргументам.

Полностью согласен.