Больше рецензий

DmitriyVerkhov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 декабря 2021 г. 13:01

2K

3.5

Вообще принято как бы считать, что в нашей жизни нет ничего постоянного, что всё переменчиво, и отчасти это действительно так. Какие-либо крупные события или достижения в самых разных областях человеческой деятельности, иногда постепенно, а иногда, наоборот, очень стремительно оказывают некое воздействие на человеческое общество и непосредственно на жизни людей, принося с собой какие-то новшества и перемены, порой незначительно, а порой и весьма кардинально меняя что-то в жизнях людей и общества, меняя что-то в системе их взглядов и ценностей. Однако все эти изменения и перемены зачастую очень внешни, и, если повнимательнее присмотреться к внутреннему миру людей, то окажется, что тут на самом деле мало что изменилось. Из века в век, какими бы ни были времена, нравы и обстоятельства, какие бы ни происходили исторические и прочие события, глядя на человеческое общество и человеческие отношения всегда можно наблюдать одно и то же - человеческие чувства и эмоции, человеческие страсти, слабости и пороки остались всё теми же, как и при зарождении человеческого общества. И по сути человечеству в итоге только и приходится в очередной раз наблюдать всё это и в очередной раз наступать на одни и те же грабли.

Очень многое в плане человеческих чувств и переживаний, мыслей и душевных терзаний, слабостей и страстей безжалостно обнажил и вынес на всеобщее обозрение французский писатель Фредерик Стендаль в своём знаменитом романе "Красное и черное". В нём, на мой взгляд, Стендалем весьма искусно, ярко и реалистично изображены характерные черты и нравы французского общества времён Реставрации, а также очень чётко показаны весьма честолюбивые мечты и стремления молодых людей того времени, чуждых окружающей их социальной среде и желавших в своей жизни взобраться повыше на верх по социальной лестнице.

Таким в этом романе мы можем увидеть главного героя, Жюльена Сореля, - сына простого плотника, однако наделённого при всём при этом огромным честолюбием. Он страстный и целеустремлённый искатель счастья, как и многие молодые люди его времени (да и в современном нам обществе такое тоже можно увидеть довольно часто). Его желание, во что бы то ни стало вырваться за пределы собственного сословия, заставляет его бросить вызов обществу, которому он чужд и в котором для него нет места. Страстно вдохновлённый примером Наполеона, он мечтает стать таким же. Он хотел бы стать генералом его армии, когда карьеры молодых людей складывались столь удачно и столь стремительно, вот только те времена уже минули. У власти снова дворянство и церковь, стремящиеся вновь вернуть дореволюционный жизненный уклад. Теперь Жюльену остаётся лишь один способ выбиться наверх - стать священником и получить приход. Однако, наблюдая за его поступками и действиями, за ним как-то не замечаешь особого религиозного рвения. Жюльен выделяется лишь тем, что он прекрасно знает библию на латыни и готов наизусть цитировать оттуда целые куски, что для провинциального городка выглядит как некое чудо и даёт Жюльену возможность выбраться из низов. Он оказывается в доме мэра, где становится гувернёром для его детей и где он знакомится с супругой мэра, госпожой де Реналь, в которую, как ему кажется, он сильно влюбляется и добивается со временем от объекта своей любви ответных чувств.

Вот только довольно странной выглядит вся эта любовь (если её можно так назвать) между Жюльеном и госпожой де Реналь. Луиза де Реналь вроде как оказывается сильно влюблённой в юного Сореля и всячески стремится улучшить его положение, что, несомненно, тешит его честолюбие, но, терзаясь муками совести, вспомнив о своём благочестии и боясь пасть в глазах общества, расстаётся с ним, когда по их городку начинают ходить слухи и подозрения. Ну а Жюльен, как мне кажется, в силу своей молодости и неопытности вряд ли понимает, что такое настоящая любовь и вряд ли отличает это искреннее чувство от банального желания обладать, хоть и искренне верит, что именно это он и испытывает с этой красивой женщиной. В итоге оказывается, что, скорее всего, между ними и нет настоящей и искренней любви, за которую они приняли свои желания, слабости и душевные порывы. И то же самое мы опять же можем пронаблюдать и во второй части этого романа, когда Жюльен Сорель оказывается в Париже секретарём у маркиза де ля Моль и со временем добивается любви его дочери, гордой красавицы Матильды. И чем дальше читаешь, тем больше убеждаешься, что все женщины на пути Сореля - это, по большому счёту, всего лишь способ самоутвердиться, а чувства к ним главного героя зачастую были и вовсе похожими на какую-то игру. Играть с чувствами женщины как-то не очень-то делает честь мужчине, решившего так с ней поступить, но, увы, это встречается довольно часто, и пока что, похоже, людям от этого никуда не деться.

Образы и характеры главных героев этой истории получились у Стендаля довольно живыми и понятными, но я не могу сказать, чтобы кто-то из них вызвал у меня в итоге искреннюю симпатию. Сильного неприятия, кстати, никто из персонажей у меня тоже не вызвал, но все они со всеми своими чувствами и метаниями вызвали у меня какое-то непонимание. Что Жюльен со всеми своими мечтами и желаниями заполучить всё и сразу, метаниями между чувствами к Луизе и к Матильде, а также страданиями о том, что родился он не в то время, а жестокая действительность, нравы общества и заведённые порядки заставляют его играть по их правилам, что госпожа де Реналь со своими простодушием, муками совести и вновь возникающими чувствами, что Матильда де ля Моль, эгоистичная, высокомерная, гордая и скучающая девушка, не знавшая поначалу, чего она хочет, рисовавшая в своём воображении какие-то надуманные картины любви и в итоге потерявшая голову от своих то противоречивых, то пылких чувств к Жюльену.

"Красное и черное" - произведение в духе своего времени и, конечно же, неувядающая классика. Кто бы спорил! Да, здесь показана довольно-таки интересная история о людях, их желаниях и страстях, об обществе и его нравах в описываемый автором период французской истории. Довольно интересна здесь и психологическая составляющая этого произведения, поскольку оно насквозь пронизано мыслями, чувствами и метаниями персонажей. Этого всего здесь гораздо больше, чем сюжетных событий. Честно признаюсь, следя за происходящим, мне любопытно было наблюдать за героями и пытаться понять, чего они на самом деле хотят и что скрывается за каждым их поступком, почему они так поступают друг с другом и совершают те или иные действия, продиктованные в основном чувствами и разными страстями, и как эти действия приводят в итоге к тем или иным последствиям.

Читается роман легко, что, признаюсь, здесь меня приятно удивило, и местами даже интересно, но при всём моём интересе к происходящему на страницах, читать порой мне становилось откровенно скучно. И причиной тому послужили вяло текучий сюжет и довольно скучная, на мой взгляд, манера изложения Стендаля. По моим ощущениям, сюжет в целом весьма любопытной истории здесь попросту утонул в каком-то бесконечном многословии автора, в веренице часто монотонных описаний чувств, мыслей и эмоций и в отвлечении на всякие, по большому счёту, даже и ненужные подробности, зачастую лишь только усложняющие понимание происходящего.

Для своего времени роман написан очень качественно и в этом всецело заслуга Стендаля как писателя, но излишняя многословность, отсутствие живости в повествовании и не совсем адекватные персонажи, которые не вызывают симпатии, не позволили мне проникнуться этим произведением. Ни сама история, ни её герои не вызвали у меня каких-то сильных и ярких эмоций и, как итог, не произвели на меня особо сильного впечатления.