Больше рецензий

22 декабря 2021 г. 22:12

1K

3.5 "... Было бы болото, а черти будут..."

Роман взросления - весьма популярный тип произведения как для современных, так и для классических авторов. До книги "Воспитание чувств" я воспринимала этот термин как характеристику сюжета, в котором центральный персонаж непременно в силу тех или иных книжных обстоятельств проходит определенную школу жизни и претерпевает какие-то внутренние трансформации - то есть, по сути становится несколько другим человеком по сравнению с тем, каким он был вначале. Причем в моем сознании эта трансформация обязательно носила положительный характер. Гюстав Флобер же и главный герой этого романа Фредерик Моро заставили меня пересмотреть свое понимание романа взросления. После прочтения этого произведения я поняла, что в романе взросления следует разделять путь трансформации, который уготовил автор своему персонажу, и конечный результат. Второе не всегда следует за первым, главный герой далеко не всегда находит себя, обретает смысл жизни, получает ответы на все вопросы мироздания, становится зрелой и цельной личностью и т.д. Иногда ничего этого с ним не происходит, но это обстоятельство не делает книгу не романом взросления. Для самурая важен лишь путь и для романа взросления тоже. Отсутствие результата или отрицательный результат - это тоже результат...

Название этого романа, как нынешнее, так и в других переводах ("Сентиментальное воспитание") на мой взгляд совершенно ему не подходят. Потому что не отражают его суть - воспитание в моем понимании предполагает активное действие или процесс действий. Это же произведение о бездействии. О дрейфовании главного героя на волнах собственной жизни, о движении по течению, об абсолютном отсутствии личностного и социального роста. Фредерик Моро - из породы вечных мечтателей и планировщиков, но не из породы деятелей. У него все заканчивается мыслью или словом и никогда не переходит в дело. Действие романа начинает разворачиваться, когда Фредерику 18 лет и заканчивается без малого 30 лет спустя. За это время в жизни окружающих его людей и страны в целом все несколько раз переворачивалось с ног на голову, а ему хоть бы что! Фредерик Моро здесь подобен Дориану Грею, только у Грея изменения обходили стороной его внешность, а у Моро - его душу, характер и жизненные взгляды. О женщине, пронесшей через года свою красоту, говорят, что она прекрасно сохранилась. Наш главный герой тоже прекрасно сохранился - он словно навсегда остался восемнадцатилетним мечтателем и созерцателем, но подобная характеристика, в отличии от высказывания в женский адрес, увы, не комплимент...

В начале романа Фредерик Моро встречает госпожу Арну - замужнюю даму бальзаковского возраста, в которую влюбляется буквального таки с первого взгляда и которую решает во что бы то ни было рано или поздно соблазнить. Может я как-то иначе воспринимаю это чувство, нежели наш герой, но в его отношении к Марии Арну я любви не увидела, хоть он волок за собой это сквозь года и постоянно то и дело к ней возвращался. Как и в отношении всего остального, так и в плане мадам Арну Фредерик был мечтателем и создал в своем воображении нужную ему картинку, которую периодически подпитывал новыми иллюзиями - в любви к мадам Арну Моро любил свою любовь к мадам Арну, а нее саму. Может я ханжа, может я старомодна (хотя как я могу быть старомодной, живя через 200 лет после описываемых событий - вернее, куда еще более старомодной :)), но в мои представления о любви никак не вписываются такое стремление соблазнить замужнюю даму, которая то и повода тебе не дает, да и все остальные отношения Моро с другими женщинами. А тем более, с такими женщинами как Розанетта - с ними водиться - только себя марать. Абсолютно бесстыдное и нечеловеческое отношение к Луизе и госпоже Дамбрёз тоже не добавляет этому герою привлекательности в моих глазах. Как в делах и занятиях, так и в отношениях он не смог довести до конца ни одной своей связи... Да и другие герои этого романа тоже вряд ли могут претендовать на мои симпатии - как-то уж слишком беспорядочно и лживо они живут, пользуются одними и теми же женщинами, как общественной уборной, уступая их друг другу, горят в своем вранье как черти в аду, бросают друг друга на деньги и рыщут в поисках наживы, как шакалы... И все это так медленно и практически без какой либо динамики, что меня посетила мысль, что Флобер создал эталонный роман-скуку...

Были в книге два момента, которые мне понравились. Во-первых, на фоне общесюжетного застоя и вялости необычайно динамично и интересно читалась та часть, которая была посвящена революции 1848-го года и приходу к власти Наполеона III. Вот прям читала и мне хотелось чтобы автор продолжал развивать эту тему и не возвращался к основному сюжету, а это что-то уже да значит! А во-вторых необычайно сильной показалась мне финальная сцена встречи Фредерика с Делорье и их воспоминания. Когда человек дожил практически до 50 лет и приходит к выводу, что лучшее в его жизни - это комическое юношеское приключение, то как-то становится очень грустно. В 18 лет и Моро, и Делорье явно мечтали о другой судьбе... В мечтах жизнь была наполнена далеко идущими планами и смелыми надеждами, а на деле оказалась пустым пшиком...

Книга прочитана в рамках 10-го тура игры "Новогодний флешмоб 2021" и 109-го тура игры "Книгомарафон"