Больше рецензий

22 декабря 2021 г. 14:30

336

4 Потеряв ногу или глаз, человек знает об этом; потеряв личность, знать об этом не возможно, поскольку некому осознать потерю.

Автор книги - Оливер Сакс, американский невролог и нейропсихолог. И в данной книге собраны самые любопытные истории из его практики. И так как он всё таки нейропсихолог, то понятно, что это истории людей с нарушениями работы головного мозга.

Я в последнее время часто читаю что-то подобное о психологии и работе мозга, потому что учусь на психолога, но далеко не всегда об этих книгах высказываюсь. Но про "Человека, который принял жену за шляпу" я решил пару слов всё-таки сказать. Во-первых, потому что она мне кажется весьма попсовой и она мне много раз встречалась не на психологических, а, скажем так, на общих книжных ресурсах, во-вторых, потому что этой книге удалось пробудить во мне эмоции и переживания и в-третьих, не смотря на то, что эта книга остается книгой по нейропсихологии, где-то с весьма сложной для восприятия информацией, в ней присутствует некоторая доля художественности. Все главы имеют одинаковую структуру, когда в начале автор ведет рассказ о пациенте, в очень легкой художественной форме, а потом следует научное обоснование его проблемы, уже с терминологиями, с медицинскими диагнозами и т.д.
Я по своим ощущениям могу разделить пропорцию художественного и научного как 30/70, при том не в нашу с вами пользу, а в пользу научного и местами непонятного. Но мне кажется, что эти 30% достойны вашего внимания. И дальше речь пойдет именно о них. Еще раз повторюсь, что книга имеет четкую структуру и если вам будет уж очень тяжело читать её научную часть, то вам не составит никакого труда её пропустить.

Книга "Человек, который принял жену за шляпу", в первую очередь интересная, потому что большинство проблем, связанных с нарушениями работы мозга не всегда легко себе даже представить, потому что мы не ощущаем ничего подобного.

Если проблему одного из героев книги, который после определённого периода жизни запоминал какие-то события всего на несколько секунд, мы ещё как-то можем почувствовать на себе, потому что процесс забывания есть у каждого человека и достаточно просто представить, что процесс забывание какого-нибудь разговора с человеком длиться не несколько лет, а допустим несколько секунд. Когда человек ведёт конструктивную и вполне интеллектуальную беседу с кем-то, но если его собеседник выйдет из комнаты и вернется через 10 секунд, то он будет с ним здороваться, потому что их разговор уже стерся из памяти.

Повторюсь, что аналитическим путем это можно почувствовать. Гораздо сложнее обстоят дела с восприниманием проблемы человека, которая лежит в названии книги. Человек, который принял жену за шляпу мог видеть мельчайшие детали какой-либо картины, при этом не видя саму картину. Смотря кому-то в лицо он видел глаза, ресницы, брови, нос, ноздри, рот и т.д. но не видел самого лица. Смотря на предмет, он видел его мельчайшие составляющие, геометрические фигуры, при том не просто квадратики и треугольники, а более сложные геометрические фигуры, но не видел самого предмета. Смотря, например, на диван, он видел параллелепипеды, кубы, сферы и т.д., но не видел дивана. Однажды, он действительно сделал попытку натянуть на голову собственную жену, но потом когда она спросила его, что он делает, он засмеялся и закосил под дурачка, согласитесь мы все так делаем, когда попадаем в неловкую ситуацию.

Но все же, если пытаться представить какого это, то появляются сложности. У меня плохо получается. Я могу теоретически представить, что моя память будет держаться 5 секунд, но представить, как это видеть составляющие части предмета, но не видеть предмета я не могу и читать про этот случай было очень интересно.

Я привёл примеры из 2х глав, всего их 24 и в каждой рассказывается о новом пациенте. Болезни у них иногда сходятся, но двух одинаковых примеров в книге нет и это придает ей ещё интересности. И практически все эти истории, стоят на грани грустного и смешного. Сначала обычно смешного, а потом, если вдумываться - грустного.

Есть довольно-таки много фил
ьмов про нарушения работы психики и лично мне они всегда давались с большим трудом. Наверное из-за того, что через чур перевожу всё на себя. Ту же самую потерю памяти. Что будет если моя память будет держаться 5 секунд или что будет, если память моей жены будет держаться пять секунд. Еще не понятно в каком случае мне придётся тяжелее. И тут у меня было целых 24 повода задуматься и эта книга безусловно оставила во мне некий след.

Вообще я не разу не ипохондрик и никогда особого не боялся, что со мной что-то случится, но когда ты как-то сталкиваешься с этой темой, смотря фильм или вот книгу читая, то мысли такие всё-таки посещают.

Да и без такого конкретного примера, не думаю, что вообще кто-то будет задумываться о нарушении работы мозга, опять же таки из-за того, что это сложно представить и сложно логически проанализировать. Мне кажется, человеку свойственно боятся сломать позвоночник и перестать двигаться, по тому что это можно представить и логически проанализировать. И гораздо менее свойственно боятся зрительной агнозии и перестать воспринимать предметы целостно, потому что в этом он ничего не понимает. Хотя с какой-то стороны непонятное и неизведанное для человека должно быть страшнее чем понятное и известное, вопрос спорный. Можете высказаться в комментариях как считаете лично вы.

Вообще из того, о что я когда-либо читал, при желании можно найти общие черты с книгой "Цветы для Элджернона". Я конечно имею ввиду именно эмоциональные аспекты. "Цветы для Элджернона" произведение выдуманное и фантастическое, в то время как истории из книги "Человек, который принял жену за шляпу" все реальные, и сравнивать их по другому критерию, нежели эмоциональному, нельзя. Но тем не менее, общие черты есть.

12:02