Больше рецензий

19 декабря 2021 г. 16:47

191

2 и зачем?

Наверное, это литература исключительно высокодуховная, требующая от тебя образования и в художественной, и в литературной сфере, чтобы в полной мере оценить и стилистические приемы и изыски, и художественные описания техник и манер гравёра.
Наверное, я со своим плебейским взглядом на литературу в этот ряд ценителей не впишусь никогда, но после "Террасы в Риме" у меня возникает только желание никогда, никогда больше не видеть в списке "для прочтения" фамилию Киньяр.

Очень мало страниц, очень много глав. Жизнеописание Моума Гравёра от сих до сих, выдумка о художнике, фантазия об искусстве.
Очень много секса, причем не эротически-эстетического, а очень безыскусного, и описания членов, тел, поз, - какое-то техническое пособие, камасутра для деятелей искусства, с редкими проявлениями наипошлейших сравнений про цветки (спасибо, что не про пещеры).
Книга на то небольшое количество страниц содержит порядочное количество описаний гравюр, и за редким исключением, гравюры те - тоже эротического, практически порнографического содержания, и никто не спорит, что секс - значительная часть жизни, но одного я за все эти главы не поняла - а зачем этот секс? А к чему? Чтобы было? Разве что чтобы сформулировать, что существование Моума концентрировалось и вращалось вокруг пениса, как мировой оси.

Сюжетно там зацепиться практически не за что, это просто жизнеописание, почти хронологическое, высвеченные белыми прожекторами из темноты краткие куски, выдранные из разных временных отрезков. Разные города, которым почти не уделено внимания, второстепенные герои, имена которых почти не запоминаются, а влияние на сюжет заключается в том, что они говорят Моуму пару фраз, разбивают ему сердце, уходят умирать или ухаживают за ним - умирающим. Это биография с налётом эссе, это человек о человеке, это пара интересных фраз или мыслей на всю жизненную дорогу (не слишком впечатляющих).

Самым запоминающимся оказалось описание различных техник создания гравюр - справки "из мира искусства" читать было значительно увлекательнее, чем пытаться вникнуть в то, что один маленький человек положил свою жизнь на алтарь служения безжалостно растоптавшей его кокетке, решившей, что безобразное лицо - это отвратительно.

Впрочем, справедливости ради, язык написания - достаточно изящен и приятен, исключая те самые пошлейшие сравнения и описания сексуальных сцен. Он лаконичен, краток и очень точен, и за это автору глубочайший поклон - прочитать эти сто сорок страниц оказалось легко.
Но не слишком приятно.

ОТРУБИ, ДП-2021