Больше рецензий

cat_in_black

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 декабря 2021 г. 19:24

222

5 Мораль сей басни такова…

Отношение к декабристам у всех разное. Их политические взгляды, стремления, их движение – это вот все давайте дадим на откуп историкам. Но то, что образование дворянской молодежи было очень приличным, их уровень знаний был высоким, то это факт. Количество писателей, которые вошли в историю литературы своими произведениями с глубокими мыслями и красивым языком очень много. Качество их текста, мысли, внутреннее содержание всегда вызывало уважение. Их стремление к свободе, открытости сознания и интеллектуальным выводам на основе исторических примеров, необходимости важности каждого человека и его индивидуальности – вот особенности определенности сознания и попытки что-то изменить своими действиями. Романтизм ли это, или просто неопытность молодости – теперь уже никто не знает. «Атеизм аристократичен» всеми знаменитая фраза Робеспьера несет за собой смысл того, что думающий человек в какой-то момент сам задумывается над сущностью добра и зла, а не полагается на откуп священного писания. Не живет так, как ему сказали, а думает, что многие ситуации, в том числе и жизненные, довольно серые по окрасу, смешенные из белого и черного цвета.

Александр Бестужев, а потом и Марлинский очень яркий представитель писателя начала XIX века. Декабрист, романист, воевал на Кавказе – жизнь как гусарская баллада – яркая, страстная, пролетающая на грани риска. Но, его проза глубока, порой несчастна и отсвечивает тоскливой обреченностью, которая трепыхается в рамках существующей человеческой морали.

Да, человек слаб перед россыпью жизненных соблазнов и страстей. Наши чувства порой даже при жестком контроле, бывает прорывают плотину существующих устоев, сметая на своем пути все логические барьеры. Страсть – она не подвластна ничему. Страсть к жизни, к любви, к знаниями. Вот на этих балансирующих качелях пытается удержаться Бестужев. Маленькие истории, порой отрывки, поражающие своей глубиной человеческого бессилия, обреченности и этой самой страстью, порой задающие вопросы без ответов.

«Страшное гаданье» – сборник короткой прозы, который объединен одной важной составляющей – неизбежностью человеческого выбора. Это, кстати, самый страшный факт в нашем существовании, когда одно решение, может стоить всей человеческой судьбы, а ошибка, как в костяшках домино потянет за собой цепь трагических событий. Язык шикарен, исторические отсылки интересны, а погружение в атмосферу сродни прыжку на глубину – сразу окутывает саваном тревожности происходящего. Всего семь произведений, но они врезаются в сознание заколдованной цифрой мистики, трагедии, человеческой страсти и последствий выбора. Жизнь, как история, история, как страсть, а страсть равносильна трагедии.

Страшное гаданье.
Основное произведение сборника. Мистический ли сон, дьявол ли в деталях, чертик под новый год. Переходный момент и муки выбора. Молодой человек, влюбленный без памяти в женщину, которая замужем. Моральные трепыхания сложны, внутренние устои давят, а как справится со своими чувствами, когда они, еще страшнее, – взаимны. С учетом времени, когда замуж выдавали чаще по расчету, чем по любви – эта ситуация не так уж единична. Человеческие чувства многогранны, но мораль общества давит могильной плитой. Мистики совсем здесь немного, но она сложно сплетается с внутренними треволнениями и, в итоге, дарит возможность выбора не только героям, но и читателю. Правильный финал или верность моральным устоям. Кого данный итог сделает счастливым, и закономерен ли выбор, который предотвратил кровавые последствия. Сложно, но только тому, кто задумается…

Латник или рассказ партизанского офицера.
Ох, опять человеческая трагедия. Страсть, коварство и любовь. Вот и задумайтесь, а существует ли такая любовь, которая вызывает безумие, а предательство окупит только кровавая жертва. Латник – то ли призрак, то ли безумец, ищущей мщения за свою тяжелую судьбу, за смерть любимой, за предательство. Все трагично, все в рамках страстной истории, которая послужит ядром любого романа. А может быть это байка, которая ходит между офицерами, измученными военными действиями, ищущими Наполеона в каждом злодее? Тихим вечером, за потрескивающим костром в заснеженном лесу, тихий рассказ о несчастной доле любого из воина, сидящего здесь, с нами у очага, где трагедию души не согреет даже пылающие поленья. Призрак возмездия погрелся у костра и продолжил человеческую жатву, оставляя после себя новые могилы на погостах.

Роман и Ольга.
Историческая повесть о новгородцах. Опять присутствует моральный выбор человека между сохранением благосостояния и выбором человеческого счастья. Выбор этот, к сожалению, делают не влюбленные, а отец невесты, который, конечно, хочет только хорошего для своей дочери. Плюс междоусобица, которая выявляет факт доблести жениха. История со счастливым концом, таким не характерным для Бестужева-Марлинского. Именно в этом произведении чувствуется широта его образования, стилизация речи, акцентирование на исторических деталях.

Позвольте объединить два произведения «Замок Венден» и «Кровь за кровь». Они для меня очень похожи в плане донесения до читателя основной задачи – проступка и наказания. Опять же, везде присутствует последствия человеческой страсти, которые ведут на необдуманные поступки. Если в «Замке Вендена» трагедия представляется нам как факт, предание о трагедии или о замке с историей, которую должен иметь любой старинный замок в родословной, то в произведении «Кровь за кровь» не все так однозначно. Одно злое событие потянуло за собой другое, и у читателя чисто по-человечески возникает вопрос о правильности наказания и трагичности происходящего. В этом произведении Бестужев пытается не покорно следовать судьбе, а поднимает бунт против происходящего, дает героям самим вершить свое правосудие, но, увы, и такой исход трагичен. Тонкая линия судьбы не терпит на себе узелков, сила вершителя у сильного человека, а слабые должны повиноваться трагичному итогу.

Роман в семи письмах.
Ох уж этот эпистолярный жанр. Сложен в раскрытии характеров, вид с одной стороны и отсутствие объемности происходящего. Роман, по словам одного пылкого влюбленного, трагедия в семи листках бумаги, которая оборвала жизнь человека. Есть писатели, которые в одной фразе, могут передать глубокий смысл происходящего. Но нет, тут всего семь писем, которые хронологически окатывают холодной водой беспомощности, безумия и опять закономерным ужасным финалом. Да, все возможные литературные формы, любовь к экспериментам в литературе, театральность человеческих трагедий, утрированных для большего эффекта – характерная особенность для Бестужева-Марлинского. Как автор он великолепен, многообразен и удивляет с каждым новым произведением. Но не все так радужно, закончить такой приятный сборник маленьким отрывком из дневника под названием «Часы и зеркало» было ошибкой. Это произведение я поняла меньше всего, жаль, но посыл так и остался загадкой. Мимолетные наблюдения за девушкой, которая гонится за уходящей молодостью, ищущий лучшей доли для себя – по мне это естественно, но для автора, как я понимаю, не совсем однозначно. С легкой долей грусти, констатируем данный факт, а о моральном выводе думаем мы, читатели - рассуждаем, пытаемся сделать выводы, взвешиваем границы дозволенности и отсыпаем излишки внутренних ограничений. Как таковой Бестужев посадил семечко, а растить цветок уже выпало читателю. Я бы сборник закончила яркой точкой, финал, который бы запомнился.

Сборник хорош, оставляет после себя приятное послевкусие хорошей классической литературы. Не пустышки, которым переполнен рынок литературы, а именно тем, что мы так любим в Пушкине, Лермонтове, Тургеневе и других авторов, которым именно славится русская литература XIX века. Она дает возможность думать, насладиться хорошим литературным языком, образованностью авторов, широтой их взглядов и индивидуальностью человеческих историй. Хорошее завершение года, чего и вам советую.

Прочитано в рамках игры Долгая прогулка, Параноидальные ведомости, декабрь 2021.

Комментарии


Классная рецензия, впрочем как всегда,все по полочкам и в край академично, хоть сейчас прикладывай в качестве вступительной статьи. Непонятно почему рецка ещё не на главной. Эй вы там на верху проснитесь уже!
То немногое чего не хватило, уж поскольку мы тут как малы дети цельный год в игры играем и шутки шутим, потому хотелось, поменьше серьезности и побольше юмора, весёлых картинок, кроскультурных цитат в неожиданном контексте а также рассказов о забавных случаях из жизни, творческих планах, ответов на вопросы кошка или собака, чай или кофе, Пастернак или Мандельштам, понравился ли Вам наш город, Николай первый красавчик, и финальное в чем сила?