Больше рецензий

17 декабря 2021 г. 12:43

428

3 Реализм таков, что нравится не всем

Не собиралась писать рецензию на эту книгу ("Жиды города Питера"), пока не прочитала другие рецензии.

Кто-то считает Стругацкий коммунистами, кто-то антикоммунистами, а по мне, так они ни там, ни там. Они писатели, жившие в предлагаемых обстоятельствах и очень хорошо эти обстоятельства отражающие. Их фантастическая проза реалистична донельзя. Вот и здесь в фантазии на тему, как в зеркале, отражена реальность того времени: пожившее поколение боится всего и вся, готово идти на плаху по малейшему чиху кого-то в черном, и молодежь, хмельная (в пьесе это передается буквально) от обретенной свободы и готовая бить морды направо и налево без разбора.


Почему первые боятся? Да потому что они все это видели! Были черные воронки и посадки за анекдот, больше или меньше - можно спорить и выяснять, но были! Была дискриминация по пятому пункту и ненависть к жидам, была абсурдная борьба с аморальным поведением, была борьба с тунеядством и было понимание, что при желании докопаться и посадить могли любого. И все это было совсем недавно.

Моисей евреев 40 лет по пустыне водил, чтобы появилось поколение, не знавшее рабства, а в 90-е с прихода демократии и гласности прошло всего ничего. Потому и хочется верить старшему поколению, и страшно. Возможно, это даже смешно в чем-то, но скорее нет, скорее "было бы смешно, если бы не было так грустно".  И это прекрасно отражено в пьесе.

Мне чувствуется страх авторов перед вторыми - молодыми и разудалыми. Голосами своих персонажей они пытаются разобраться, что за поколение они вырастили? Чего ждать от них? Каковы их идеалы и ценности? Так ли хороша эта новая свобода, которая их захватила и унесла идеологически далеко-далеко от отцов?

Обратите внимание на человека в черном, который приносит уведомления. Не видится ли вам в нем совокупный образ писателей, поэтов, художников-реалистов, которые просто делают свое дело - описывают мир, как он есть (уведомляют нас), а их за это бьют, даже когда они говорят о хорошем.

"За что?" - это вопрос и черного человека к избившим его, и вопрос художников всех мастей к обществу в целом, и  вопрос общества   - в никуда, во вселенную...

Финальная сцена всеобщего замешательства и растерянности, последовавшая за этим вопросом, - это растерянность авторов и их поколения, рупором которого они выступают: позади страшное, но известное и в общем-то понятное, к чему можно приспособиться (взять шерстяные носки, смену белья), а впереди - полная пугающая неизвестность...