Больше рецензий

Net-tochka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 марта 2013 г. 11:52

710

5

Когда-то, в далекие ...ые годы (прошлое столетие, как сообщил мне радостно сын, разобравшийся на истории со шкалой времени), зачитывалась я книгами Аркадия Гайдара. Нравились мне они безумно: беспокойное что-то в них было и светлое одновременно. Сгущались тучи над главными героями, нелегкая была жизнь, но сквозь тучи проглядывало солнышко, и среди всех невзгод отыскивался все же правильный путь. И школьники жили вроде так же, как все школьники во всех книгах, только их «книжная» жизнь была как будто «не понарошку», как будто всерьез. И переживала я за героев Гайдара всерьез; когда была уже прочитана и закрыта книга, долго еще что-то тревожило, бередило мою душу.

Но это было тогда.
Сегодня иные ценности, иная жизнь... Другие герои и другие устремления. И книги дети читают другие, что вполне естественно. Но, будучи уверена в том, что «доброе, вечное» – оно на века, я отважилась в очередной раз дать сыну книгу из моего детства. А перед этим сама перечитала ее, тем более что сюжет был основательно подзабыт.
Было интересно! Было также тревожно (правда, уже другая, материнская, наверное, тревога, преобладала), было также обидно и хотелось также надеяться, что все закончится хорошо – хотя бы для Сергея... По-прежнему меня задевали обман, предательство людей, входящих в жизнь главного героя и влияющих на нее (да еще как!!!) – а казалось бы, случайные люди... Говорю «по-прежнему», потому что, в отличие от Сергея, я уже знаю, что не всякий друг – друг, не всякий добрый советчик желает добра... Я уже знаю, что в 9 случаях их 10 обещание завтра с утра начать новую жизнь обречено на провал. Я уже смотрела на все происходящее не глазами Сережиной сверстницы, а глазами взрослого человека, и удивлялась на такую незлобивую светлую детскую душу. И в конце концов мне тоже захотелось, вопреки всему – вопреки жизненному опыту, вопреки статистике про 9 из 10, – поверить, как в детстве, в этот десятый, исключительный случай. Мне тоже захотелось жить надеждой – тот же жизненный опыт подсказывал мне, что должна же истина восторжествовать.
И вот, когда я уже полностью перешла на сторону главного героя (в смысле надежды на лучшее), что было весьма нелогично (признаю это, так как клубок из лжи, страха и «откладывания на потом» запутывался все больше), вдруг прогремел этот выстрел...

P.S. Всем, кто опасается, что будет слишком много советской пропаганды, коммунистических призывов и ура-патриотизма, скажу – Гайдар этим не грешит. Сегодняшним детям, на мой взгляд, можно и НУЖНО его читать. Ну а понравится ли им – это уже другой вопрос. Сама же я обязательно перечитаю некогда любимые произведения Гайдара. Уже не для того, чтобы потом предложить сыну – просто для себя.

Комментарии


Мне очень нравилась эта книга в детстве. А какой-то излишней пропаганды даже и не замечала.:)


У Гайдара нет этой излишней пропаганды, мне кажется, вообще нигде (или почти нигде). Поэтому и думаю, что эти книги и сегодня нужно читать детям.


Особенно "Тимур и его команда":))). Там если что и пропагандируется, так это забота о людях:)


Ну, это, скорее, проведение общечеловеческих ценностей, мне кажется. Такая пропаганда может только приветствоваться, особенно в наш жестокий и циничный век.
Да и вообще в любой ХОРОШЕЙ книге есть воспитательный момент, потому что любая хорошая книга нас чему-то учит.


Ой, тут подумала - а ведь и плохая книга, к сожалению, тоже может научить((((((


Вообще любил и наверное и посейчас люблю эту повесть. И ещё ДАЛЬНИЕ СТРАНЫ, наверное потому, что сам родом из этих самых "дальних стран" :-)


То,что читала - очень нравилось. Но "Дальние страны" не читала (пока что). Исправлюсь :)


Интересно, а вы видели разбор "Судьбы барабанщика" у Пелевина?
Интересные параллели между Гайдаром и Ницше.
Вот здесь он приведен полностью.


Нет, не видела. Вообще Пелевина читала кое-что, но, видимо, я до него не доросла - или нужных грибов не нашла, или не готова к такой философии) Так что посмотреть-то посмотрю, но вот пойму ли что...


Посмотрела. Если кратко: не согласна с трактовкой, представленной "голосом из за ширмы". Она не выдержит никакой мало-мальски серьезной критики. А вот сама женщина за ширмой явно была бы желанной гостьей у Фрейда. Убедилась, что Пелевин - не просто не мое, но, мягко говоря, не очень грамотный человек в некоторых вопросах (осознаю, что посмела высказать кощунство, которое едва ли мне простят поклонники этого автора).


Да уж, насчет «неграмотности» Пелевина вряд ли можно согласиться.
А вы посмотрите у него «Затворник и Шестипалый», может быть измените свое мнение. :)


"Затворник и Шестипалый" читала по совету одного поклонника Пелевина лет 5 назад, в лучшую сторону мнение мое тогда не изменилось (пожалуй, нейтрально тогда отнеслась). Возможно, я до Пелевина не доросла:) Пока не уверена, что уже пора перечитывать)))
Но проблемы ницшеанства, Достоевский и вопрос об убийцах периода первой русской революции и гражданской войны отчасти мне знакомы, поэтому позволю себе усомниться в компетентности комментатора Гайдара. Вы сами согласны с тем, о чем говорится в эссе?


По моим ощущениям блок про Гайдара был написан Пелевиным во время учебы в Литинституте в качестве компенсации читавшихся лекций. :)
Я, пожалуй, соглашусь с точкой зрения О.В. о противопоставлении Достоевского и Гайдара. И вот почему. Фактически, Ницше оказался чуть ли единственным мыслителем, кто попытался понять «великое перерождение человека» в начале XX века. Ни философия, ни литература века девятнадцатого не могла объяснить произошедшей метаморфозы, когда люди вдруг принялись в промышленных масштабах истреблять друг друга в пекле Первой мировой и последовавших гражданских войн.
Не существовало другой философии, которая могла бы компенсировать: «Снились люди, убитые мной в детстве...». А Ницше в тот период был в России очень популярен.

P.S. Лучше отвечать в форме «Ответ на запись». Иначе, мне не приходят уведомления о ваших ответах.


Фактически, Ницше оказался чуть ли единственным мыслителем, кто попытался понять «великое перерождение человека» в начале XX века. Ни философия, ни литература века девятнадцатого...



Ницше, насколько мне известно, жил в XIX веке, причем последние десять лет своей жизни, находясь в психиатрической больнице, едва ли мог предвидеть, что в первой половине следующего века где-то в России дети вместо учебы и нормального детства будут пытаться выжить с оружием в руках в хаосе революций и войн. Как он мог их понять? Просто его философию, довольно сильно извратив, использовали в качестве оправдания для массовых убийств.
А вот РУССКАЯ философия и литература уже XIX века как раз не только предвидела, но и понимала то,о что произойдет (тот же Достоевский в "Бесах" практически предсказал надвигающиеся на Россию социальные катастрофы; тема "новых людей" прослеживается во многих произведениях второй пловины XIX - н. ХХ вв.) И часто это именно попытка разрешить вопрос об убийстве вынужденном, потому что человек ВЫНУЖДЕННО становится убийцей, а не

начинает весело палить из браунинга.

Это особенность всех великих произведений – их творцы настолько опережают время, что человечеству требуется какой-то период, чтобы осмыслить их.
Просто, кратко перечислю. Баха «забыли» на 80 лет, Пушкина - на 50, Ницше – на 25.
У меня много рецензия на поэзию. Так там чуть ли не стандарт, признание наступает в лучшем случае через 50 лет после смерти.

Имморализм Ницше только и мог объяснить ту ожесточенность, с которой люди убивали друг друга в начале 20 века. И «Бесы» Достоевского на фоне «Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю вам, что благо войны освящает всякую цель. Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему» - это просто любовный роман. :)


Соглашусь, что великие люди часто остаются непонятыми своими современниками, так как они опережают свое время. Но именно в данном случае (Достоевский, Ницше и история начала ХХ века) не могу полностью с вами согласиться. Философия Ницше просто была САМОЙ УДОБНОЙ для оправдания того, что творилось. Кстати, Ницше сам где-то признавался, что Достоевский оказал на него влияние, так что первый это все высказал все-таки Достоевский, просто он выразил в другой форме. И, на мой взгляд, его романы сильнее выражают дикую ожесточенность людей, утрату всяческой морали, чем произведения Ницше. Но это сугубо личное мнение, конечно.


Отличный отзыв.

Спасибо!


Вам спасибо. Я вчера перечитал с удовольствием...


Я очень рада!


Я тоже.
Заглядывайте и Вы ко мне.