Больше рецензий

14 декабря 2021 г. 11:37

237

5 Татион Дживс и Ронислав Вустер, детективы

Как-то позитивненькая рецензия получилась, но мне зашло. Искал легкое чтение, чтоб по мозгам не било, и нашел. Недостатки есть, но придираться как-то не хочется. Было приятно слушать (это была аудиокнига), сейчас приятно вспоминать. Было бы продолжение, взял бы продолжение. Не мной замечено, что эта книга похожа на «Дживса и Вустера». А ведь действительно похожа! Аристократы, детские выходки, помноженные на задор и отвагу, неунывающие друзья, бессмысленность ситуаций, неугасающий оптимизм — ну да, похоже!

Каждая глава — это отдельная история со своим законченным сюжетом, но сюжет значения не имеет. К себе приковывает атмосфера, взаимоотношения персонажей. Перед нами двое энергичнейших детективов, один умный, другой великолепный. Перед нами сумасбродная девица и ее ураган-бабушка. Перед нами цвет и блеск бомонда, высший свет, элита. А еще шестерни, рычаги, паровозы, дирижабли, пар повсюду и отовсюду. Иногда кажется, что даже веера у дам и трости у господ работают на пару! Все это залито ярким солнечным светом. Все посреди отличной погоды. Все легко, задиристо, весело, быстро, иногда сюрреалистично, иногда, вроде как, даже разумно. Все по-доброму, с симпатией не только к героям, но и к антигероям. Здесь не бывает дождей, убийств, трагедий. Не бывает последствий, даже у самых, казалось бы, безответственных действий. Нет мучительного и тщательного вскрытия социальных язв. Нет бесконечного копания в личных историях. Это прекрасный, воздушный, радостный мир, пусть в нем и происходят преступления, которые надо расследовать.

ПОЧЕМУ ЭТО ПОХОЖЕ НА ТЕЛЕСЕРИАЛ?

Книга и на самом деле ближе к сериалам. Прослушивание каждой главы занимало минут 40-50, иногда час, чем не серия телесериала? Слушаешь по дороге на работу, слушаешь по дороге домой, и все — история начата, достигла апогея и счастливо разрешилась. На следующий день можно слушать следующее расследование, следующий сюжет, следующую главу. На последних главах у меня, правда, терпения уже не хватало, слушал скопом, подряд. Форма книги, схожая с сериями телесериала, тоже нечто свежее, интересное само по себе.

СЮЖЕТ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ?

Формально это детектив. Есть сквозная детективная загадка, и есть детективные загадки каждой из глав. Читать роман ради преступлений и их раскрытия, однако, смысла нет. Разве «Дживс и Вустер» это про пропавший шлем полицейского или загадку фарфорового молочника? Тем не менее, преступления и расследования в «Сыщике Вийте» есть. Это в основном загадки «закрытой комнаты». Они изложены так, чтобы читатель их сам мог разгадать. А это означает, что все улики на лицо, круг подозреваемых ограничен двумя-тремя людьми, понять нужно не столько кто, сколько как. Момент, когда нужно остановиться, подумать и «раскрыть» преступление, тоже четко обозначен — Фирс дает Вийту подсказку. После этой подсказки новых улик уже не будет, можно разгадывать. Все подано как в учебнике — начинается с простых задачек, заканчивается задачами со звездочками. Я легко «раскрыл» 2-3 преступления в начале, потом пару раз говорил себе «я так и думал», хотя думал не только «так», но и «сяк», а потом мои таланты детектива-читателя закончились. Возможно, однако, дело не в том, что загадки стали слишком сложными, а просто я настолько увлекся происходящим, что перестал следить за уликами.

Есть и сквозное преступление, деяния таинственного преступного гения, остановившего развитие человечества. Все, что связано, с этой линией, подано не как загадка, а как авантюрное приключение.

НЕДОСТАТКИ?

Выбранный способ (загадка изложена и ее пора разгадывать) приводит к тому, что преступления раскрываются как бы слишком быстро. Еще бы пару допросов произвести, еще бы улики поискать, но все нужные элементы головоломки у читателя уже на руках, тянуть дальше смысла нет, и Фирс дает Вийту (и нам) подсказку. Дальше через несколько абзацев Вийт изложит все — кто, как и зачем.

Еще недостаток — краткость «серий». Иногда только успеваешь вникнуть, а уже все, кончилось. Как по мне, лучше бы расследований было не 12, а 6, но какие-то более тщательные, что ли.

Ну и имена! Не выговорить!

ЧЕМ ТАК ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ ПЕРСОНАЖИ?

Книга вращается вокруг полицейского Вийта и его помощника Фирса. «Вийт» и «Фирс» — это фамилии. Вийт, как я понял, однажды привлек к себе внимание газет — когда, несмотря на свое высокое происхождение, пошел служить в полицию. Внимание ему понравилось. Он вошел во вкус, стал осознанно общаться с журналистами по поводу и без повода, злоупотреблять, превратился в медийную персону. Теперь все, что он делает, делается ради снимка на первой полосе, аршинных букв в заголовке, осаждающей толпы репортеров. И, конечно, ради охов и ахов публики. Его чудачества, глупости и безрассудства не являются надуманной игрой для газет, они — суть его натуры, но медийности они сильно помогают. Ну и, конечно, как раз они и создают задор.

Вийт не глуп (а как бы он иначе «ловил» подсказки Фирса) и, наверное, был бы вполне приличным следователем, но на фоне Фирса он как сыщик теряется. Вот уж у кого проницательный взгляд, мгновенная реакция и гениальные озарения — у Фирса! Но Фирс — не Вийт. Его не интересует внимание газетчиков, не волнует узнавание прохожими на улице, он вполне счастлив в тени. Он почти серьезен, почти уравновешен. А потом вдруг срывается и лезет на стенку (буквально) — не потому что нужно, а потому, что хочется.

А РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ?

Любовная линия — это отдельная история. Всё вызывает улыбку — и то, как мы встречаем будущую любовь Вийта, и как она жеманничает и кокетничает, и что вытворяет тут и там. Но в финале, когда оказывается, что именно эта девушка должна пожертвовать ради Вийта всем, она не колеблется, делает свой выбор решительно и однозначно. В гигантющий плюс этого образа — отсутствие раздражающей героичности, торчащей из каждого первого женского персонажа каждой первой книги. Ветрана хрупка, мила, не способна ударом левой сокрушить тренированного боксера, не палит налево и направо из карманной базуки, не владеет самурайским мечом, не управляет всеми летательными аппаратами, которые попадутся ей под руку. Ветрана хочет сочинять стихи (каждая строчка — шедевр!) и хочет авантюр. Ну и как она неожиданно для себя обнаруживает, хочет любви.

Вийт, вроде как, тоже многим жертвует ради любви — уходит из полиции, например. Но горбатого могила исправит. Я что-то не очень верю, что откровенный бабник вдруг превратится в верного мужа.

Есть и другая любовная линия, стыдливо скрытая от внимания читателя трескотней Вийта. Это отношения Фирса и Франсуазы. Лишь иногда мелькает что-то, и мы понимаем, что отношения развиваются, что чувства обоюдны. В финале Франсуаза даже присутствует на свадьбе Вийта и Ветраны в качестве гостьи Фирса.

Ах да, финал! Глава за главой мы наблюдаем за Вийтом и Фирсом как детективами, чтобы в самом конце увидеть, как приятели берут в руки старинные музыкальные инструменты и играют что-то сюрреалистическое. У такой книги только такой финал и должен быть.

СТИЛЬ И НАСТРОЕНИЕ

Это то, за что я ставлю «5», именно то, чем мне эта книга так понравилась. Убери стиль, и ничего не останется.

Первая глава или две, как мне кажется, специально сделаны так, чтобы отсеять «случайных» читателей, тех, кто искал кровавый триллер, феминистический героико-приключенческий роман, тщательных копаний в личных историях или вычурную фантастику. Зато те, кто остался, получают его, то, ради чего они и остались, — кружево слов и образов, мозаику деталей, музыку незнакомого мира. Текст затягивает. Даже ощущаешь сожаление, когда все вдруг прерывается, чтобы дать пространство действиям. Авторский слог создает нужную атмосферу, ощущение XIX века и одновременно ощущение веселья. Это не поток шуток, это, скорее, общий задор. Нужно привыкнуть к сложным, «старорежимным» именам, но и они очень атмосферны, так что представить себе эту книгу без всех этих татионов ренеевичей сложно.

ЧТО В ИТОГЕ?

Это книга-настроение и, чтобы получить от неё удовольствие, нужно и самому быть в определенном настроении. Если хочется чего-то тяжелого, пропитанного кровью, в скандинавском стиле, то это совершенно точно не та книга. «Сыщик Вийт» — это когда хочется ажурного и легкого, без напряжения, хочется дам и кавалеров, приподнимания цилиндров над головой, книксенов и высококультурных вежливых преступников.

Комментарии


Как интересно! Надо читать!


Это книга настроения. Если хочется легкого, задорного и доброго, то это оно!