Больше рецензий

Solnce_bolot

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 декабря 2021 г. 17:03

949

5 С душою, полной сожалений

Так случилось, что сначала я прочитала «Машеньку» Набокова, а потом «Вечер у Клэр» Газданова. И могу сказать, что это мой любимый тип прозы. Красивые и витиеватые метафоры, описание событий и людей посредством воскрешения чувств и ощущений, которые они вызывали.

«Вечер у Клэр» - это своеобразный ностальгически брошенный взор на прожитую жизнь, что осталась позади, словно город в окне проносящегося мимо поезда. Это подведение итогов. Словно автор обращается к тому юноше, которым он когда-то был и говорит: «ты не представляешь куда эта жизнь тебя заведёт».

Герой Газданова начинает своё повествование с лёгкого описания времяпрепровождения с девушкой, которая стала центральной точкой окружности его судьбы. И отталкиваясь от этого свидания, к которому он словно стремился всю жизнь (что подтверждает эпиграф в начале книги «Вся жизнь моя была залогом /Свиданья верного с тобой;») он оказывается у истоков, и медленно пробираясь все дальше по путям своего взросления и становления, он отслеживает те поворотные моменты судьбы которые привели его к Клэр, которые сделали его тем, кто он есть сейчас.

Счастливое детство и тень смерти зависшая над ним и над всем, что ему дорого; эмоциональная заторможенность; бесконечные ряды книг, сопровождающие его всю жизнь, от детства до революции; война; мать и отец, сёстры и эта бесконечная попытка почувствовать момент, не в воспоминаниях, не в анализе пережитого, а здесь и сейчас.

У Газданова много образов, героев, все они имеют какую-то свою особенность, неповторимость, черты характера их доведены до предельных своих проявлений и оттого они такие яркие и цепляющие. Каждый герой этого романа заслуживает полного изложения своей истории. Про каждого героя хочется прочитать отдельно, узнать как он стал таким, что повлияло на него, где начался и где закончится его путь.

И несмотря на то, что центральным персонажем должна быть Клэр, описание матери героя тронуло меня в разы сильнее. Она описана сильной женщиной, выдержавшей много страшных потерь.

Она не могла забыть утрат, обрушившихся на неё так внезапно, и долгие годы проводила как заколдованная, ещё более молчаливая и неподвижная, чем раньше. И только в её глазах, которые я помнил светлыми и равнодушными, появилась такая глубокая печаль, что мне, когда я в них смотрел, становилось стыдно за себя и за то, что я живу на свете.

Мне понравился этот роман уже только за одни такие цитаты, которые могут так емко выразить всю боль героя, раскрыть его, заставить читателя ему сострадать, понимать его. Это, действительно, качественная проза, которая заслуживает внимания, и постоянного к ней возвращения.

Комментарии


Вечер у Клэр» - это своеобразный ностальгически брошенный взор на прожитую жизнь, что осталась позади, словно город в окне проносящегося мимо поезда.
Здорово написали.
Кстати, любопытно вы упомянули Набокова в начале.
В одном его рассказе, гг перечисляет любимые книги на своей полочке.
Рядом с романосюм самого Набокова, Защита Лужина , был как раз Вечер у Клэр.)

Хм.. вспомнил, подумал, точнее, над вашими словами в конце рецензии, что книга вроде как о Клэр, а образ матери тронул больше.
Может это некая закономерность тех лет?
В романе Марка Агеева, Роман с кокаином, который долго приписывали Набокову, образ матери один из самых пронзительных, если не самый пронзительный, в той эпохе.

Спасибо вам за рецензию!


Спасибо за такой развернутый комментарий!

Набоков с Газдановым вообще шли нога в ногу, их называли Толстым и Достоевским своего времени, «несостоявшимися гениями» и главными писателями эмиграции. Удивительно, что Газданова практически забыли. А может и есть что-то правильное в том, что он не ушел на растерзание толпе как Набоков. Кто ищет хорошие тексты - тот их найдет, даже если они лежат под слоем пыли.

Насколько я понимаю Марк Агеев тоже был писателем в эмиграции? Я до него еще не добралась, но ваши слова натолкнули меня на мысль, что образ матери в их творчестве - это образ России в период революций и войн, которую они покинули и им за это было в какой-то мере совестливо; даже странно, что я сразу об этом не подумала. Это имеет смысл и полностью оправдывает такую пронзительность этого метафоричного образа матери и родины.


Набоков с Газдановым вообще шли нога в ногу, их называли Толстым и Достоевским своего времени, «несостоявшимися гениями» и главными писателями эмиграции.

Вроде бы Набоков придумал такого странного писателя: Толстоевский)

А может и есть что-то правильное в том, что он не ушел на растерзание толпе как Набоков. Кто ищет хорошие тексты - тот их найдет, даже если они лежат под слоем пыли.

Ах, вы правы на все 100!
Знаете, есть в этом что то от прелести тех редких островков и закоулочков мира, где мало туристов, где красота природы девственна)

Насколько я понимаю Марк Агеев тоже был писателем в эмиграции?

Да, писатель эмиграции. Но он написал всего один маленький роман.
А сама его жизнь похожа на роман.. если не с кокаином, то с чем-то столь же сильным)
Он анонимно написал свой роман и.. пропал. Издательство русское, во Франции, поручило одной своей корреспондентке, разыскать этого таинственного автора. Выделила ей деньги. Пути вели в Турцию. Она поехала туда.
И.. нашла его, в клинике для наркоманов и душевнобольных, совершенно опустившегося, но всё ещё симпатичного молодого человека.
Она его забрала с собой, выходила и... у них закрутился роман.
Уже пропали оба человека)

Да, вы правы, образ матери тех лет, это во многом образ Родины. Вы в начале рецензии упомянули Машеньку Набокова, там ведь тоже есть этот образ Родины.
Но, думаю, тут спиральный образ, многослойный.
Тут наверно и реальный образ матерей тех лет. Особенно в эмиграции, да и вспомните есенинский образ матери: революция и эмиграция как-то разом ударили по матерям, их укладу жизни, сделав их неприкаянными и одинокими.


А сама его жизнь похожа на роман.. если не с кокаином, то с чем-то столь же сильным)

Спасибо за интересную наводку, люблю читать книги писателей, у которых судьба тесно переплетена с их творчеством.

Да, вы правы, образ матери тех лет, это во многом образ Родины. Вы в начале рецензии упомянули Машеньку Набокова, там ведь тоже есть этот образ Родины.

У Набокова ностальгия по родине показалась мне более выраженной, а сама Машенька недостаточно живым персонажем, а у Газданова все более метафоричное, скрытое, но, в то же время, герои более живые.

Тут наверно и реальный образ матерей тех лет.

Безусловно. Мне кажется невозможным так достоверно описать персонажа, не имея при этом реального для него прототипа.


Такое интересное совпадение - я тоже сначала прочитала «Машеньку» и следом «Вечер у Клэр». И нежно полюбила обе эти книги.