Больше рецензий

11 декабря 2021 г. 16:47

436

3 Моум Гравер

Книга Паскаля Киньяра "Терраса в Риме" - это краткая история Моума Гравера от рождения до смерти. Автор описывает жизнь, любовь и творчество главного героя. Подробно останавливается на творчестве. Рассказывает про техники гравировки "сухая игла" и "чёрная манера". Моум "принадлежал к школе тех художников, что изображали в самой изысканной манере вещи, которые большинство людей считало грубыми и вульгарными: нищих, пахарей, собирателей мидий, торговцев крабами, улитками и пятнистым окунем...". В книге много описаний работ Моума. Если бы художник был реальной личностью, то я бы уже посмотрела все работы. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать гласит народная мудрость. Большинство работ Моума – это гравюры эротического содержания. Вздыбленные пенисы, сладострастные позы, мужчины, женщины, одетые и раздетые. Дадим слово самому главному герою. "Я родился в 1617 году в Париже. Я был подмастерьем у Фоллена в Париже. Затем у Рюи Протестанта в городе Тулузе. У Хеемкерса в Брюгге. После Брюгге я жил один. В Брюгге я любил одну женщину и мое лицо было сплошь сожжено. В течение двух лет я прятал свое изуродованное лицо среди скал, что высятся над Равелло, в Италии".

Книга написана сухим, бесстрастным и лаконичным языком, как заключение судмедэксперта, как ответ чиновников на твой запрос, как звучание голоса Алисы, читающей текст. Может поэтому не возникает сочувствия главному герою к жизни после трагического события, в результате которого у Моума стало изуродованное лицо и любимая женщина сказала, что не любит его, потому что он стал безобразным. Содержание романа не подчиняется никакой логике. Нет последовательности, нет чёткой структуры. На 144 страницы текста 47 глав. Главы маленькие, некоторые меньше одной страницы. Часто повторяются некоторые моменты жизни главного героя: то, что он гравер, родился в 1617 году и любил только одну женщину – Нанни Веет Якоби. Периодически из повествования выпрыгивают, как черти из табакерки, второстепенные герои. Зачем? Какую роль они играют в жизни главного героя? Иногда это остаётся непонятным. Кто этот старик Абрахам Ван Бергхем, а Мари Этель, а Остерер? Может быть их роль была запечатлеться на гравюрах Моума в непристойных позах? Может и так, а может и нет.

Много вопросов возникает при чтении романа. Эту книгу не получается читать, если рядом бубнит телевизор и на кухне гремят тарелками. Может быть в ночной тиши, когда все спят, лучше понимается текст Киньяра. Но глаза слипаются, руки не держат электронную книгу, она падает и всё погружается в кромешную тьму...

Со многими рассуждениями о жизни, любви автора я не согласна, но одно высказывание Моума (а кто есть Моум, как не сам автор), сказанное им ближе к пятидесяти годам, попало прямо в моё сердце и останется там жить:

Мы вступаем в возраст, где властвует не жизнь, но время. Мы перестаем видеть течение жизни. Мы видим одно только время, пожирающее жизнь, всю без разбора. И тогда сердце сжимается от тоскливого страха. И человек рад ухватиться за любую соломинку, лишь бы еще хоть немного посмотреть спектакль жизни, исходящей кровью с начала и до конца света, и не рухнуть в бездну

Незримые академики. Долгая прогулка 2021. Декабрь. Основное