Больше рецензий

9 декабря 2021 г. 15:42

518

4

После прочтения книги мне всегда бывает любопытно сравнить собственные ожидания и реальность. От книги Кира Булычева про Алису Селезневу, с названием «Война с лилипутами» и огромным жуком на обложке я ожидала детско-приключенческой истории в стиле «Необыкновенных приключений Карика и Вали». Стоит ли говорить, что реальность оказалась совсем другой!

В первой части – «Сражение в кустах» – начало вполне научно-исследовательское: Алиса, Пашка и Аркаша собираются летом на даче для выполнения школьного задания. Аркаша должен уменьшиться в 50 раз в специальном устройстве и рисовать маленькие пейзажи и рисунки насекомых. Задача Алисы и Пашки – следить за безопасностью эксперимента и постараться не слишком сильно опекать крошечного Аркашу. Однако таинственным образом Аркаша исчезает, и Алиса предпринимает самый неоригинальный ход – она тоже уменьшается, чтобы ей было проще найти друга. И Алисе это удается – она находит не только Аркашу, но и уменьшенный космический корабль. Но страшно представить, что с ними бы случилось, если бы не весьма оригинальная симферопольская бабушка Алисы, приехавшая к внучке и нашедшая ее в плену инопланетных захватчиков!

Во второй части – «Кто я?» – главным лицом и рассказчиком выступает освобожденная Алисой и ее друзьями рабыня Заури, увеличенная до нормального человеческого размера. Девочка чуть старше Алисы, но не в пример ей более капризная и инфантильная. На протяжении всей книги я завидовала ангельскому терпению и мудрости Алисы, которая самоотверженно помогала Заури не смотря ни на какие трудности. А их было немало – для освобождения Заури из рабства господина Панченги Мулити девочки решили отправиться на его сиенду и выкупить Заури алмазами. Очень трогательное и честное намерение, заранее обреченное на провал. Для полета Алиса и Заури уменьшились на аркашиной даче и в оставшемся космическом катере полетели на сиенду. Сложно представить себе их замешательство, когда они обнаружили, что искомая сиенда имеет нормальный человеческий размер, а не лилипутский! Лилипуты, однако, тоже нашлись – те самые, изгнанные бабушкой Алисы с Земли. События снова близились к накалу, но явление фокусника и волшебника Пуччини-2 расставило все по своим местам – и по своим размерам.

Часть третья – «Погоня за прошлым» – стала самый остросюжетной и самой взрослой. В поисках родителей Заури (или, вернее будет сказать, Лары Коралли), девочки узнают все больше деталей и, кажется, ненароком забираются прямо в осиное гнездо, где процветает семейный пиратский бизнес Панченги – папаша заставляет видных ученых работать на себя, удерживая в заложниках их близких, один из его сыновей ищет новые «кадры» для папы, захватывая космические корабли, а второй сыночек держит рабов на своей сиенде, прикрываясь детским приютом. В развязке очередной раз участвует волшебник Пуччини-2, и раз за разом его волшебства становятся все менее реальными и все более магическими. Симферопольская бабушка тоже ассистирует великому волшебнику в меру своих возможностей и именно из ее уст звучит лейтмотив сюжетной линии этой книги:

– Алисочка, в настоящем авантюрном романе спасение обязательно приходит в последнюю секунду. Иначе этот роман никуда не годится.
– Но ведь у нас не роман, а чистая правда!
– Для нас с тобой – чистая правда, а для тех мальчиков и девочек, которые когда-нибудь прочтут о наших замечательных приключениях, это будет роман.

Четвертая часть – «В пиратском логове» – стала какой-то уж очень фантасмагоричной. Тут и знакомые всем любителям историй об Алисе космические пираты Крыс и Весельчак У, и трехсторонние переговоры, и перестрелки, и волшебство от фокусника в стиле «раз, два, три, морская фигура замри!», и освобождение заложников, и – оставшееся за кадром текста, но запечатленное на последней иллюстрации – воссоединение счастливого семейства Коралли.

Книга замечательная. Она не совсем детская, скорее для крепкого среднего школьного возраста. Вообще лучший способ определить подходящий возраст читателя – это посмотреть на возраст главного героя. Алисе в этой книге двенадцать, так что целевому читателю должно быть примерно столько же. На мой вкус в книге слишком много волшебного, все-таки мы читаем детскую фантастику, а не фэнтези. Но разве можно не простить за это расшалившегося «бога из машины», господина Пуччини? Ведь, в сущности, главное – это результат. А он получился как всегда замечательный!

Бесконечное приключение
ФФантGame